Н

Наблюдение 

1) метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главное преимущество непосредственно Н. состоит в том, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время, как др. методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов; 

2) в управлении - форма контроля деятельности работников (исполнителей) со стороны непосредственного руководителя первичного структурного подразделения (бригады, участка, бюро, отдела и т.п.).

Наблюдение включенное 

- метод наблюдения, когда наблюдатель сам участвует в процессе, за которым наблюдает. Его преимущества в том, что причины и мотивы действий людей наблюдателю ясны и учитываются в оценке. В то же время эта оценка более пристрастна и менее детализирована, чем результаты стороннего, внешнего наблюдения. Поэтому в действительности всегда приходится выбирать между различными вариантами этого метода, стремясь сбалансировать их недостатки в целях достижения оптимальной объективности итоговой оценки.

Набор или подбор персонала 

- действия организации для привлечения на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям; формирование резерва для отбора. 

Источники найма (набора) персонала: 

1) способы найма, рекрутирования кандидатов на работу, включающие

·         способы распространения информации об имеющихся вакансиях, 

·         способы привлечения внимания потенциальных кандидатов и 

·         специальные методы работы с сегментами рынка рабочей силы; 

2) направление, где ищут потенциальных работников. Имеются два возможных источника набора: внутренний (из работников данной организации) и внешний (из людей, до того не связанных с организацией). Многие организации практикуют помещение объявления о приеме на работу внутри самой фирмы. Преимущества такой практики в том, что люди, занимающиеся отбором, могут заранее знать претендентов на эту должность, их качества как работников (что, впрочем, может оказаться и недостатком), сокращаются затраты на наем, работники наглядно видят возможности своего карьерного роста. И. н.п. могут быть:

·         прежние сотрудники, ушедшие из организации по собственному желанию. Они могут назвать претендентов. Но и те, и др. независимо от их прежней работы, должны быть подвергнуты тщательному рассмотрению;

·         случайные претенденты, самостоятельно обращающиеся по поводу работы, должны каждый раз заноситься в картотеку (банк данных о внешних кандидатах). Это резерв, которым нельзя пренебрегать. Два качества говорят в его пользу: а) обычно они знают что-то о деятельности Вашей фирмы; б) более вероятно, что у них есть "внушенное" чувство лояльности к ней;

·         школы, колледжи, институты, коммерческие школы и преподаватели этих и др. учебных заведений. Обычно большинство учебных заведений имеют службы по трудоустройству своих студентов и выпускников. В то же время преподаватели заинтересованы в том, чтобы их выпускники получили подходящую работу;

·         клиенты и поставщики предлагающие необходимых кандидатов. Такое сотрудничество клиентов с поставщиками способствует созданию хороших деловых отношений между ними;

·         государственные и коммерческие агентства по трудоустройству играют немалую роль в подборе кадров. Надежное агентство может быть очень полезным при выявлении претендентов на получение работы, поскольку оно может провести предварительное собеседование и проэкзаменовать отдельных кандидатов;

·         рекламные объявления либо дополняют вышеперечисленные способы отбора, либо могут быть основным источником найма. Цель таких объявлений - получить эффективный результат с минимально возможными затратами. Объявления должны содержать информацию о ключевых элементах работы, требуемой квалификации, местонахождении организации, уровне подчинения претендента, предполагаемом жалованье.

Надбавка компенсирующая 

- надбавка к заработной плате, выплачиваемая рабочим в целях компенсации за тяжелые условия труда, выравнивает условия труда, повышенный риск потерять работу и т.д. Поскольку эта надбавка лишь выравнивает условия труда в разных отраслях, то заработные платы, отличающиеся только на величину надбавки, с экономической точки зрения, являются одинаковыми.

Наемный работник

- физическое лицо, которое обязуется на основании договора, контракта или равнозначного ему. правового отношения, заключенного с работодателем, исполнять определенные обязанности на службе у др. (В отличие от термина "трудящиеся", термин "Н.р." имеет юридическую, а не идеологическую подоплеку).

Наказание 

- сложное явление, поскольку некоторые поступки в этом процессе могут быть непредсказуемыми в том смысле, что реакция наказуемого не всегда совпадает с ожидаемой. Может возникнуть реакция "ускользания" от ответственности, которая является еще более нежелательным явлением, чем сам проступок. Ложь, избегание ответственности, контрагрессия, страх что-то делать, потому что это может быть наказано, - являются серьезными и длительными факторами, снижающими эффективность управления. Поэтому американские специалисты, например, считают, что наказание, несмотря даже на использование "правильных" принципов, остается рискованным и непредсказуемым мероприятием. Воздействие наказания на человеческое поведение недостаточно изучено. Практика показывает, а профессиональная этика подсказывает, что наказание должно быть не очень суровым и его применение должно быть лишь крайней мерой. Руководителю предлагается использовать правило "горячей печки", т.е. продемонстрировать подчиненным "правильный" стереотип поведения и последствия отступления от него. Эти последствия, независимо от личности или времени, должны быть одни и те же. В конечном счете у подчиненных одна альтернатива - находиться подальше от "горячей печки". В середине 80-х гг. в 19 филиалах крупной американской корпорации исследовали степень применения дисциплинарных санкций руководителями (всего было опрошено 474 руководителя). Результаты исследования показали: 

1) 95% руководителей применяли неформальную беседу с "трудными подчиненными"; 76% - конструктивную и конфронтивную тактику неформальной беседы; 13% - только конструктивную и 7% - только конфронтивную; 49% - письменное предупреждение; 27% - отстранение от работы и др.; 

2) дисциплинарные санкции применялись тем чаще, чем шире были полномочия и выше статус руководителя (руководители с меньшим объемом полномочий и меньшим статусом полагались на неформальное воздействие); 

3) положительный эффект использования дисциплинарных санкций имела прежде всего неформальная беседа с конструктивной тактикой; тогда как др. формы имели либо негативный эффект, либо не давали никакого эффекта. Это подтверждает известное положение: дисциплинарные санкции лишь делают менее вероятным те нарушения поведения, против которых они направлены. Однако они порождают новые трудности и др. формы отклонения (речь о которых шла выше).

Наставничество 

- тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне.

Научная организация труда (НОТ) 

- организация труда, основанная на достижениях науки и передовом производственном опыте. НОТ применяется как средство повышения производительности труда, эффективности производства в целях повышения уровня жизни народа. В рамках предприятий НОТ включает: 

·         рациональную расстановку работников; 

·         внедрение коллективных форм организации труда; аттестацию рабочих мест и их обслуживание; 

·         улучшение подготовки и повышения квалификации кадров; 

·         изучение, внедрение и распространение передовых приемов и методов труда; 

·         нормирование труда; 

·         улучшение условий труда; 

·         совершенствование материального и морального стимулирования труда. 

Кроме экономических задач (рост производительности труда, эффективности производства, качества продукции, рациональное использование трудовых и материальных ресурсов и др.),

НОТ призвана решать социальные задачи: сокращение удельного веса ручного, тяжелого и вредного для здоровья труда, повышение его привлекательности и творческого характера.

Научный менеджмент (scientific management)

- название, которое было дано системе Тейлора и родственным ей системам в 1910 г. во время работы комиссии по железнодорожным тарифам. Существуют также другие названия, например "эффективная инженерия", "индустриальная инженерия", в Европе в этом смысле употребляли термин "рационализация". Все эти понятия отражают применение концепции Тейлора в более широком контексте и предполагают изучение времени и движений (хронометраж), разделение труда, планирование, расчет операций и систему строгой трудовой дисциплины, обычно поддерживаемую дифференциацией сдельной оплаты труда.

Подробнее см.: SCIENTIFIC MANAGEMENT

См. также:

Фредерик У.Тейлор и научный менеджмент;

Супруги Джилбрет и изучение трудовых движений;

Генри Гантт и очеловеченный научный менеджмент

Первоисточник: Фредерик Уинслоу Тейлор "Принципы научного менеджмента" 

Нетвок 

- коллективы друзей, знакомых и коллег, существующие как внутри рабочего места, так и за его пределами, которые могут быть привлечены для помощи и поддержки.

"Новые русские" 

- публицистический термин, литературный штамп, появившийся на Западе в средствах массовой информации с целью идентификации новой категории российских гостей, которые заметно отличались от прежних - "старых русских" (командировочных, туристов, эмигрантов). По происхождению и смыслу (включая известную долю иронии) термин "Н.р." ближе всего к понятию "нувориш" (что означает - "новый богач"); содержит следующие обязательные признаки: 

·         большие суммы наличной валюты (предположительно криминального или сомнительного происхождения), 

·         дефицит образования и культуры, 

·         гипертрофированная любовь к роскошным гостиницам, дорогим машинам, ресторанам, ночным барам и казино, 

·         отсутствие или минимум интереса к духовной культуре. 

Термин "Н.р." не является строго научной категорией, однако, он имеет свой содержательный смысл и используется, в частности, при описании социальной структуры и социального расслоения российского общества, а также объяснений такого явления, как "бегство капиталов".

Ноу-хау 

- совокупность знаний и научно-производственного или иного опыта, применяемых в деятельности предприятия, профессиональной работе, которые еще не стали, не являются всеобщим достоянием. Буквально Н.-х. означает "знать, как..." т.е. знать, как это сделать. Это понятие имеет широкое содержание, охватывает всевозможную информацию, необходимую для эффективной деятельности.