КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«АУДИТ И КОНТРОЛЛИНГ ПЕРСОНАЛА»

(декабрь, 2005 года)

1. КОНЦЕПЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА

1.1. Сущность, задачи и функции контроллинга. Причины возникновения контроллинга.
1.2. Роль контроллинга в системе управления организацией. Взаимосвязь контроллинга с другими функциями управления предприятием
1.3. Содержание понятия «центр ответственности». Классификация центров ответственности. Характерные особенности центров затрат, центров выручки, центров прибыли.

2. ВИДЫ КОНТРОЛЛИНГА

2.1. Виды контроллинга (классификация). Сравнительные характеристики стратегического и оперативного контроллинга.
2.2. Сущность стратегического контроллинга. Цель и главные задачи стратегического контроллинга
2.3. Сущность оперативного контроллинга. Цель и главные задачи оперативного контроллинга
2.4. Структура и содержательная характеристика разделов (элементов) контроллинга: установление целей, планирование, оперативный управленческий учет, система информационных потоков, мониторинг, контроль, анализ, подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений.

3. СУЩНОСТЬ И ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ

3.1. Происхождение и сущность управления по целям. Узкое и широкое (тотальное) понимание управления по целям.
3.2. Содержание этапов управления по целям: установление целей организации с учетом стратегии, установление целей подразделения с учетом целей организации, обсуждение целей отделов и установление индивидуальных целей, проверка исполнения обязанностей: измерение результатов, обеспечение обратной связи, учет достижения целей при премировании, установление новых целей.
3.3. Принципы установления целей (SMART-принципы)
3.4. Проблемы, решаемые с помощью управления по целям: проблемы совершенствования управления организацией, проблемы совершенствования управления персоналом
3.5. Причины неудач управления по целям: слабое управленческое звено, культура малопроизводительного труда, чрезмерное привлечение работников к постановке своих целей, искажение концепции, объективные трудности при постановке целей, увеличение канцелярской работы, ужесточение дефицита времени, отсутствие индивидуальной мотивации, слабая интеграция с другими системами, стратегии неуместных изменений.

4. ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО ЦЕЛЯМ

4.1. Значение установления целевых показателей в системе управления по целям. Правила постановки плановых целей. Содержание понятий: сонаправленность целей, вертикальное согласование целей, горизонтальное согласование целей.
4.2. Структура плановых показателей в системе управления по целям. Варианты установления целей организации. Варианты установления целей подразделений и должностей. Ключевые (первичные) цели (показатели). Дополнительные цели, задачи.

5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА

5.1. Сущность планирования персонала. Экономическая и управленческая трактовки планирования персонала. Задачи планирования персонала, как процесса. Ожидаемые результаты планирования персонала.
5.2. Основные виды и показатели кадрового планирования.
5.3. Место кадрового планирования в системе планов организации. Характеристика: (а) планирования персонала исходя из результатов планирования в других сферах, (б) интегративного планирования персонала. Особенности планирования персонала

6. ЗАТРАТЫ НА ПЕРСОНАЛ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

6.1. Сущность затрат на персонал. Состав затрат на персонал по методологии Международной организации труда.
6.2. Задачи учета, анализа и планирования элементов затрат на персонал
6.3. Содержание и характеристика постоянных и переменных затрат на персонал
6.4. Классификация затрат на персонал по источникам их покрытия. Содержание затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), и затрат, производимых за счет чистой прибыли организации.

7. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

7.1. Теоретические основы бюджетирования. Содержание понятий «бюджет», «бюджетирование» и «система бюджетов». Содержание операционного бюджета и финансового бюджета.
7.2. Актуальность и состояние бюджетирования управления персоналом. Субъекты бюджетирования. Причины, сдерживающие распространение бюджетирования расходов на управление персоналом.
7.3. Технология разработки бюджета расходов на персонал. Содержание процедур: (а) определение статей расходов на персонал, (б) разработка форматов кадрового планирования, (в) сбор информации от руководителей, (г) свод проектов форматов кадрового планирования, (д) разработка бюджета расходов на персонал, (е) защита бюджета расходов на персонал перед руководством.
7.4. Направления развития бюджетирования управления персоналом. Основы технологии разработки и применения внутренних цен на услуги службы управления персоналом.

8. АУДИТ ПЕРСОНАЛА

8.1. Общая характеристика аудита: понятие, особенности, потребность в аудите, пользователи информации.
8.2. Аудит как форма диагностики персонала. Цель, объект, предмет и задачи диагностики персонала.
8.3. Принципы аудита персонала.
8.4. Инструментарий аудита персонала.
8.5. Организация и этапы проведения аудита персонала.
8.6. Основные источники информации для аудита персонала.
8.7. Аудит вознаграждений персонала.
8.8. Аудит найма персонала.
8.9. Аудит увольнений персонала.
8.10. Аудит рабочих мест.
8.11. Аудит условий труда.