КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
(4 курс специальности «ЭТ», 8 семестр, май 2005 года)


Тема 1. Система управления персоналом организации (Л)
1.1. Место управления персоналом в системе управления организацией. Основные элементы системы управления персоналом организации
1.2. Варианты построения организационной структуры службы управления персоналом организации
1.3. Субъекты управления персоналом организации. Распределение обязанностей между субъектами управления персоналом организации. Сущность и перспективы аутсорсинга в сфере управления персоналом

Тема 2. Концепции управления персоналом организации (Л)
2.1. Экономический подход к управлению персоналом
2.2. Органический подход к управлению персоналом
2.3. Гуманистический подход к управлению персоналом
2.4. Психологический подход к управлению персоналом
2.5. Процессный подход к управлению персоналом

Тема 3. Философия и кадровая политика управления персоналом организации (3)
3.1. Философия управления персоналом: её сущность, виды. Факторы, влияющие на философию управления персоналом
3.2. Кадровая политика организации. Содержание понятия, структура и задачи кадровой политики. Факторы, влияющие на выбор кадровой политики
3.3. Варианты подготовки кадровой политики организации. Основные положения методик: «Планировщик политики» и «Руководство по написанию кадровой политики»
3.4. Место кадровой политики в разработке документов, предписывающих решение конкретных задач управления персоналом (стимулирование, обучение, комплектование и т.п.) и документов, регламентирующих деятельность подразделения (отдел, служба, бюро, цех и т.п.). Сущность и значение «политики», «процедуры» и «технологической инструкции» в системе управления персоналом

Тема 4. Анализ и описание работы в системе набора и отбора персонала (2, 4)
4.1. Содержание понятия, цели и субъекты анализа работы в системе набора и отбора персонала
4.2. Виды информации для анализа работы в системе набора и отбора персонала
4.3. Этапы анализа работы в системе набора и отбора персонала
4.4. Методы сбора информации для анализа работы в системе набора и отбора персонала
4.5. Условия эффективного анализа работы в системе набора и отбора персонала
4.6. Описание работы как результат ее анализа. Структура описания работы, примерное содержание и назначение

Тема 5. Определение требований к кандидатам в системе набора и отбора персонала (2, 4)
5.1. Факторы, определяющие содержание и структуру требований к кандидатам в системе набора и отбора персонала
5.2. Методы определения требований к кандидатам в системе набора и отбора персонала
5.3. Условия эффективного использования требований к кандидату в системе набора и отбора персонала

Тема 6. Документальное оформление описания работы и требований к кандидатам в системе набора и отбора персонала (2, 4)
6.1. Должностная инструкция: теория и практика ее составления. Традиционный и новый подходы к составлению должностной инструкции
6.2. Профессиограмма: ее примерное содержание, назначение, сфера применения
6.3. Квалификационная карта: ее примерное содержание, назначение, сфера применения
6.4. Карта компетенций: ее примерное содержание, назначение, сфера применения

Тема 7. Принципы набора и отбора персонала (Л)
7.1. Задачи, исполнители и проблемы набора и отбора персонала
7.2. Место набора и отбора в общей системе работы с персоналом
7.3. Факторы набора и отбора персонала
7.4. Варианты набора и отбора персонала
7.5. Принципы набора и отбора персонала

Тема 8. Набор персонала (Л, 5)
8.1. Сущность, методы и цели набора персонала. Критерии эффективности методов набора
8.2. Характеристика внутреннего набора персонала (поиск внутри организации). Преимущества и издержки внутреннего набора персонала
8.3. Характеристика внешнего набора персонала. Преимущества и издержки внешнего набора персонала
8.4. Характеристика набора персонала с помощью сотрудников. Преимущества и издержки данного метода набора персонала
8.5. Особенности набора персонала через Государственные агентства занятости, Частные агентства по трудоустройству, Частные агентства по подбору персонала

Тема 9. Методы отбора персонала (Л)
9.1. Цель отбора персонала. Виды информации о кандидатах. Требования к методам отбора персонала
9.2. Варианты применения информации для принятия решений о найме персонала. Последовательность отбора персонала в организации. Методы отбора персонала (классификация)

Тема 10. Анализ и оценка заявительных документов при отборе (Л)
10.1. Требования к содержанию и методы анализа заявления (сопроводительного письма) при отборе персонала
10.2. Требования к содержанию и методы анализа автобиографии и анкеты при отборе персонала
10.3. Методические основы анализа свидетельств об образовании при отборе персонала
10.4. Методические основы оценки фотографии и рекомендательных писем при отборе персонала

Тема 11. Отбор персонала с помощью собеседования (Л)
11.1. Сущность и цели собеседования при отборе персонала. Виды собеседований при отборе
11.2. Содержание подготовки к собеседованию при отборе персонала. Этапы (фазы) проведения собеседования. Содержание и цели каждого этапа
11.3. Техника собеседования при отборе персонала. Возможные ошибки техники ведения беседы и способы их преодоления

Тема 12. Другие методы отбора персонала (Л, 5)
12.1. Теоретические основы использования тестов при отборе персонала. Значение, задачи и сфера применения тестов при отборе. Виды тестов, применяемых при отборе персонала
12.2. Цель и виды профессиональных испытаний. Методические основы выбора событий для профессиональных испытаний и определения формы профессиональных испытаний. Содержание этапов проведения профессионального испытания
12.3. Значение и задачи медицинского обследования кандидатов при отборе персонала
12.4. Содержание, достоинства и недостатки графологической экспертизы для отбора персонала

Тема 13. Адаптация персонала (Л, 5)
13.1. Введение в должность (ориентация): сущность, цель, задачи, формы
13.2. Сущность, цели и этапы адаптации. Цель и задачи управления адаптацией. Факторы, влияющие на скорость адаптационных процессов.
13.3. Виды и содержание адаптации персонала в зависимости от объекта и предмета управления
13.4. Организационный механизм управления процессом адаптации: структурное закрепление функции управления адаптацией, технологии процесса управления адаптацией, информационное обеспечение управления адаптацией

Тема 14. Управление карьерой (Л)
14.1. Традиционная (устаревающая) трактовка карьеры
14.2. Изменения условий функционирования организаций
14.3. Современная трактовка управления карьерой
14.4. Требования к системе управления карьерой
14.5. Система управления карьерой
14.6. Механизм управления карьерой
14.7. Закономерности карьеры сотрудников
14.8. Личностные различия как факторы карьеры
14.9. Стадии карьеры, связанные с развитием
14.10. Влияние руководства компании на карьеру сотрудников

Тема 15. Оценка результатов деятельности и поведения персонала (Л, 5)
15.1. Деловая оценка персонала (оценка результатов деятельности): задачи, условия создания эффективной системы деловой оценки персонала. Факторы эффективной деятельности персонала.
15.2. Место оценки рабочих результатов в системе управления персоналом организации. Направления использования результатов деловой оценки персонала
15.3. Содержание работы по проектированию эффективной системы деловой оценки персонала.
15.4. Действенность и практичность как общие требования к системе оценки
15.5. Цели и задачи системы деловой оценки персонала. Субъекты деловой оценки персонала
15.6. Показатели, используемые в системе деловой оценки персонала. Содержание основных требований к показателям деловой оценки персонала: валидность, надежность, различительная способность
15.7. Классификация методов оценки результатов деятельности. Характеристика методов, основанных на использовании: (а) стандартов и нормативов, (б) письменных характеристик
15.8. Классификация методов оценки результатов деятельности. Характеристика методов, основанных на использовании шкал оценки

Тема 16. Затраты на персонал (3)
16.1. Сущность и содержание затрат на персонал организации. Задачи учета, анализа и планирования затрат на персонал
16.2. Значение выделения и содержание постоянных и переменных затрат на персонал
16.3. Значение выделения и содержание затрат на персонал, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) и затрат, производимых за счет чистой прибыли
16.4. Традиционные и рыночные показатели эффективности использования персонала и затрат на персонал

ЛИТЕРАТУРА:

1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 1998. – 496 с.
2. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 799 с.
3. Одегов Ю.Г., Соловьев Д.П. Стратегическое управление персоналом: Учеб. пособие. - Самара, Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. – 100 с.
4. Соловьев Д.П. Управление персоналом (анализ работы и подготовка требований к кандидатам на должность): Учеб. пособие. - Самара, Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. – 80 с.
5. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 638 с.
6. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)
7. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 368 с.

Составитель: Д.П.Соловьев