КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ: " УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
для студентов ВВиДО специальности «Менеджмент организации» (июнь 2007 года)

1. Система управления персоналом организации (Л)
1.1. Содержание понятия «персонал организации». Варианты классификации персонала
1.2. Содержание понятия «управление». Функции управления. Классификации функций управления в работах Файоля, Деминга
1.3. Основные элементы системы управления персоналом организации

2. Подходы к управлению персоналом (Л, Г)
2.1. Классификация и краткая характеристика подходов к управлению персоналом
2.2. Процессный подход к управлению персоналом. Основные характеристики описания процессов управления персоналом в соответствии с требованиями стандартов серии ISO 9000:2000
2.3. Характеристика модели «People CMM»

3. Субъекты и оргструктура управления персоналом (Л)
3.1. Субъекты управления персоналом на разных этапах развития организации. Распределение обязанностей между субъектами управления персоналом организации. Аутсорсинг в управлении персоналом
3.2. Варианты построения организационной структуры службы управления персоналом организации. Достоинства и недостатки разных вариантов построения организационной структуры службы управления персоналом

4. Планирование потребности в персонале (Л, С)

5. Анализ и описание работы (Л, Д, С)
5.1. Содержание понятия, цели и субъекты анализа работы в целях подготовки описания работы (должности)
5.2. Виды информации для анализа и описания работы (должности)
5.3. Этапы анализа работы в целях подготовки описания работы (должности)
5.4. Методы сбора информации для анализа и описания работы (должности)
5.5. Условия эффективного анализа и описания работы (должности)
5.6. Описание работы: его назначение и примерное содержание

6. Определение требований к кандидатам (Л, Д, С)
6.1. Факторы, определяющие содержание и структуру требований к претендентам на вакантную должность
6.2. Методы определения требований к кандидатам на вакантную должность
6.3. Условия эффективного использования требований к кандидату на вакантную должность

7. Методы набора персонала (Л, К)
7.1. Сущность, методы и цели набора персонала. Критерии эффективности методов набора
7.2. Характеристика внутреннего набора персонала (поиск внутри организации). Преимущества и издержки внутреннего набора персонала
7.3. Характеристика внешнего набора персонала. Преимущества и издержки внешнего набора персонала
7.4. Характеристика набора персонала с помощью сотрудников. Преимущества и издержки данного метода набора персонала
7.5. Особенности набора персонала через Государственные агентства занятости, Частные агентства по трудоустройству, Частные агентства по подбору персонала.
7.6. Процедура выбора поставщика рекрутинговых услуг в соответствии со стандартом ISO 9001:2000

8. Методы отбора персонала (Л)
8.1. Цель отбора персонала
8.2. Виды информации о кандидатах, используемой при отборе персонала
8.3. Требования к методам отбора персонала
8.4. Варианты применения информации для принятия решений о найме персонала
8.5. Последовательность (этапы) отбора персонала
8.6. Методы отбора персонала (классификация)

9. Анализ и оценка заявительных документов (Л)
9.1. Требования к содержанию и методы анализа заявления (сопроводительного письма) при отборе персонала
9.2. Требования к содержанию и методы анализа автобиографии и при отборе персонала
9.3. Требования к содержанию и методы анализа анкеты при отборе персонала
9.4. Методические основы анализа свидетельств об образовании при отборе персонала
9.5. Методические основы оценки фотографии при отборе персонала
9.6. Методические основы оценки рекомендательных писем при отборе персонала

10. Отбор персонала с помощью собеседования (Л)
10.1. Сущность и цели собеседования при отборе персонала. Относительная валидность собеседования. Виды собеседований при отборе
10.2. Содержание подготовки к собеседованию при отборе персонала. Этапы (фазы) проведения собеседования. Содержание и цели каждого этапа

11. Организация системы обучения персонала (Л, Пул)
11.1. Сущность, цели, альтернативы и этапы обучения персонала. Место обучения в системе управления персоналом. Особенности обучения взрослых
11.2. Анализ потребностей в обучении персонала. Цели и процедуры анализа: а) организации, б) задачи, в) личности, г) демографического состава персонала, д) результатов работы
11.3. Разработка и предоставление обучения. Методические основы определения целей и содержания обучения персонала. Принципы обучения персонала
11.4. Методы обучения персонала, их достоинства и недостатки. Условия эффективного применения различных методов обучения персонала
11.5. Методы оценки результатов обучения персонала. Эффект Хоторна: его содержание и методы нейтрализации
11.6. Процедура выбора поставщика образовательных услуг в соответствии со стандартом ISO 9001:2000

12. Затраты на персонал (Л, О)
12.1. Сущность затрат на персонал. Задачи учета, анализа и планирования элементов затрат на персонал
12.2. Значение выделения и содержание постоянных и переменных затрат на персонал
12.3. Классификация затрат на персонал по источникам их покрытия. Состав затрат на персонал, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), и затрат, покрываемых за счет чистой прибыли
12.4. Традиционные и рыночные показатели эффективности затрат на персонал.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Григорьев В.П., Соловьев Д.П. Управление персоналом: процессный подход: учеб пособие - Самара, Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. – 108 с.
2. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 799 с.
3. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с.
4. Одегов Ю.Г., Соловьев Д.П. Стратегическое управление персоналом: Учеб. пособие. - Самара, Изд-во СГЭА, 2004. – 100 с.
5. Соловьев Д.П. Управление персоналом (анализ работы и подготовка требований к кандидатам на должность): Учеб. пособие. - Самара, Изд-во СГЭА, 2003. – 80 с.
6. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 638 с.
7. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)
8. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие. Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 368 с.

Составитель: Д.П.Соловьев