ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики труда и управления персоналом

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

Составитель: к.э.н., доцент Д.П.Соловьёв

Самара
2006

Методические указания предназначены студентам, обучающимся по специальности «Управление персоналом». Они также могут быть использованы для самостоятельной работы слушателями курсов бизнес-образования. Указания содержат требования к курсовому проекту, методики сбора и анализа исходных данных, примерные формы описания результатов исследования, список литературы.

Методические указания утверждены решением кафедры «Экономика труда и управление персоналом» ____________ 2006 года (протокол № __).

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
1.1. Тематика курсовых проектов
1.2. Структура курсового проекта
1.3. Исходные данные для курсовых проектов
2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
2.1. Введение
2.2. Методологическая характеристика проблемы
2.3. Аналитическая часть
2.4. Разработка организационного проекта по рассматриваемой проблеме
2.5. Заключение
2.6. Литература
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Темы курсовых проектов

2. Типовая форма титульного листа курсового проекта
3. Типовая форма задания на подготовку курсового проекта

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания разработаны на основе программы учебной дисциплины «Основы управления персоналом» с учетом рекомендаций Совета УМО по образованию в области менеджмента (Управление персоналом: курсовые проекты, практика, государственный экзамен, дипломный проект: Учеб пособие / Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003). В методических указаниях отражены цель курсового проекта, её основное содержание, приводятся тематика курсовых проектов, краткое содержание отдельных тем.

Курсовой проект по управлению персоналом организации является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические указания призваны помочь студенту выбрать тему и выполнить исследование на высоком уровне.
Курсовой проект выполняется с целью:
- расширения знаний по определенному разделу дисциплины по управлению персоналом организации;
- систематизации знаний по нескольким смежным дисциплинам: «Основы управления персоналом», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Конфликтология» и т.д.;
- выработки у студента навыков научно-исследовательской работы;
- обучения студентов методам аналитической и проектной работы в области управления персоналом.

В процессе курсового проектирования студент должен приобрести и закрепить навыки:
- работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
- систематизации, обобщения и анализа фактического материала по проблемам управления персоналом организации;
- обоснования выводов и предложений по совершенствованию технологий управления персоналом.

Выполнение курсового проекта предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсового проекта.

Курсовой проект выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

1.1. Тематика курсового проектирования

Тематика курсового проектирования определяется программой дисциплины «Основы управления персоналом».
Направленность тематики отражена в девяти группах тем:
1. Система управления персоналом организации;
2. Стратегическое управление персоналом организации;
3. Планирование работы с персоналом организации;
4. Формирование персонала организации;
5. Управление развитием персонала;
6. Оценка результатов деятельности;
7. Мотивация и стимулирование персонала;
8. Управление эффективностью работы службы управления персоналом;
9. Повышение эффективности управления персоналом на основе использования современных информационных технологий.

Предлагаемая тематика не исключает возможности выполнения проекта по проблемам, предложенным студентом. При этом тема должна быть согласована с руководителем курсового проекта. При выборе темы необходимо учитывать, в какой мере разрабатываемые вопросы (а) актуальны для хозяйствующих субъектов, (б) обеспечены исходными данными, литературными источниками, (в) соответствуют индивидуальным способностям и интересам студента.

В приложении 1 приводится примерное содержание курсового проекта в соответствии с предложенной тематикой.

1.2. Структура курсового проекта

Предлагаемая тематика охватывает широкий круг вопросов, поэтому структура каждой работы может уточняться студентом совместно с руководителем, исходя из научных интересов студента, степени проработанности данной темы в литературе, наличия информации и т.п.

За основу рекомендуется принять структуру (состав основных разделов) курсового проекта (в правой колонке указан примерный объем в страницах каждого раздела), приведенную ниже.

Введение - 1 стр.
1. Методологическая характеристика проблемы - 3 стр.
2. Аналитическая часть
2.1. Методика анализа системы управления по рассматриваемому направлению для конкретного объекта - 3 стр.
2.2. Современное состояние проблемы - 7 стр.
2.3. Тенденции развития рассматриваемой проблемы - 6 стр.
2.4. Факторы, способствующие эффективному развитию рассматриваемого направления - 2 стр.
3. Разработка организационного проекта по рассматриваемой проблеме - 10 стр.
Заключение - 1 стр.
Литература - 1 стр.

Исходя из рекомендуемой структуры курсового проекта, его объем должен составлять примерно 30-35 страниц текста.

1.3. Исходные данные для курсового проекта

Методологическая характеристика проблемы излагается студентом с использованием современной научно-практической литературы. Аналитическая и проектные части работы раскрываются с использованием фактических материалах организации, предоставляемых научным руководителем. В проекте должен быть отражен передовой отечественный и зарубежный опыт управления персоналом.

2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Указанные выше основные разделы курсового проекта должны иметь следующее содержание.

2.1. Введение

В данном разделе обосновываются:
1) актуальность выбранной темы, необходимость решения проблемы в современных условиях;
2) цели и задачи, которые намечается реализовать в курсовом проекте.

2.2. Методологическая характеристика проблемы

В этом разделе необходимо:
- определить сущность исследуемого вопроса, т.е. установить, в чем главная цель реализации рассматриваемой проблемы в деятельности организации и какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу данного вопроса;
- определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;
- дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсового проекта.

В данном разделе необходимо указать, какое место занимает рассматриваемая проблема в сложившейся системе управления организацией; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен в нашей стране и за рубежом по осуществлению организационного, экономического, правового и т.п. механизма реализации проблемы.

При разработке данного и последующих разделов курсового проекта следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях и имеющихся учебниках и учебных пособиях, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и если при этом студентом не высказываются оригинальные суждения, то эти материалы не подлежат описанию.

2.3. Аналитическая часть

2.3.1. Методика анализа системы управления персоналом по рассматриваемому направлению для конкретного объекта

Основная задача, которую должен решить студент при выполнении данного раздела, формулируется следующим образом: разработать основные положения методики, которая позволяла бы на конкретном объекте (организации) оценить уровень организации процессов управления (имеются в виду процессы, реализующие сформулированную в наименовании темы целевую задачу).

При выполнении данного этапа должен быть указан способ получения информации (или исходных данных для расчета), позволяющей оценить фактическое состояние показателя. Описание способов получения информации должно сопровождаться приведением форм аналитических таблиц, бланков экспертных оценок и т.п. с указанием правил их заполнения. Также необходимо указать, какие нормативные (целевые) значения должен принимать тот или иной показатель (со ссылкой на источник информации).

2.3.2. Современное состояние проблемы

Для того чтобы проанализировать современное состояние проблемы, необходимо выполнить пять этапов.

1. Предварительное определение объекта управления персоналом по рассматриваемой проблеме. Другими словами, на какие процессы и звенья будет направлено управляющее воздействие. Например, при решении таких проблем, как разработка систем управления мотивацией или адаптацией кадров, следует определить, включаются ли в сферу воздействия все категории работников или отдельные из них. Необходимо отметить, что объект управления может уточняться и на последующих этапах выполнения курсового проекта.

Кроме того, на данном этапе необходимо определить и зафиксировать особенности объекта исследования, к условиям которого будет привязываться проектная часть работы. Под особенностями объекта исследования следует понимать, например, размер организации, характерные особенности ее производственной и управленческой оргструктуры, направленность деятельности (производственная, научно-производственная, научно-техническая, оказание тех или иных видов услуг) и характер продукции или услуг, организационно-экономический механизм управления организацией.

2. Определение целей системы управления персоналом по рассматриваемой проблеме. На данном этапе можно ограничиться несложной схемой структуризации целей, построенной по аспектному (понятийному) признаку декомпозиции. При необходимости можно довести схему структуризации до факторного признака декомпозиции. Другими словами, на данном этапе определяется, что мы хотим получить в результате совершенствования системы управления. Необходимо отметить, что уточнение структуризации целей в части определения их состава и взаимосвязи по факторному признаку декомпозиции производится по результатам анализа состояния системы управления.

3. Анализ показателей производственной или иной деятельности, оказывающих влияние на реализацию поставленных целей. Показатели могут быть как количественными, так и качественными и характеризовать степень достижения целей (или давать ответ на вопрос: достигается данная цель или нет). Так, например, эти показатели могут характеризовать с различных сторон такие направления анализа, как состояние текучести кадров (внутрипроизводственной или внешней), уровень стабильности какого-либо коллектива и состояние его морально-психологического климата, уровень производственной дисциплины, результаты производственной деятельности того или иного коллектива.

4. Анализ состояния процессов управления персоналом по рассматриваемой проблеме. В начале данного этапа следует определить, что же является субъектом управления или, другими словами, установить состав звеньев управления, воздействующих на реализацию целей системы. Под звеном управления понимаются подразделения структуры или должностные лица согласно их месту в структуре. Этот состав звеньев может уточняться в процессе анализа.

Далее необходимо провести анализ общих функций управления с точки зрения установления причин отклонений в производственной системе и причин неэффективной организации процесса управления. Под общими функциями управления понимаются следующие: планирование, организация, регулирование, учет и контроль, стимулирование. Для того чтобы данный анализ был полным и системным, его следует проводить по элементам управляющей системы, а именно: конкретные функции управления, технология процесса с учетом состава и последовательности принятия решений, кадры, информационное обеспечение, техническое обеспечение, используемые методы управления, оргструктура (с учетом мощности подразделений, их прав и ответственности, взаимосвязей со смежными подразделениями), финансовые ресурсы.
Другими словами, в рамках рассматриваемой проблемы по каждой общей функции управления (например, планирование повышения квалификации кадров, регулирование процесса управления кадровым резервом и т.д.) следует установить, каковы причины неэффективности управляющей системы или в чем причины негативной ситуации в производственной системе: в невыполнении ряда функций управления, нерациональном процессе, порождающем неоперативность принятия решений, недостаточной численности или квалификации кадров, недостаточном финансовом обеспечении ряда процессов и т.д.

5. Уточнение целей системы управления персоналом. На данном этапе может происходить определение и структуризация целей по факторному признаку декомпозиции.

Система целей, имеющая по факторному признаку уровень элементов управляющей подсистемы, может рассматриваться как взаимосвязь желаемых результатов, условий их достижения, мероприятий по выполнению условий.

Эта система целей может лежать в основе задания на разработку проектных предложений по рассматриваемой проблеме. Необходимо подчеркнуть, что при выполнении всех этапов следует иметь в виду конкретный тип объекта исследования и учитывать его характерные особенности в курсовом проекте.

2.3.3. Тенденции развития рассматриваемой проблемы

Исходя из характеристики современного состояния проблемы, а также на основании краткого анализа направлений ее развития за определенный период времени необходимо сформулировать прогнозную оценку ситуаций: к каким последствиям (негативным или позитивным) приведет дальнейшее развитие рассматриваемой проблемы в том или ином направлении.

2.3.4. Факторы, способствующие эффективному развитию рассматриваемого направления

Этот раздел концентрирует в себе выводы по результатам разработки аналитической части. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий современное состояние проблемы, тенденции ее развития, нерешенность ряда методических вопросов как в теоретических разработках, так и в практике предприятий по организации управления персоналом.

2.4. Разработка организационного проекта по рассматриваемой проблеме

Оргпроект должен обеспечивать реализацию целей, поставленных перед системой управления персоналом по исследуемой проблеме.

Для полноты и системности разрабатываемых проектных мероприятий следует и в данном случае выдержать несложную схему: от одной общей функции через элементы системы к другой общей функции и т.д., соблюдая логическую взаимосвязь мероприятий.

Разработка оргпроекта предполагает создание комплекта проектной документации, основными видами которой являются:
- положение о подразделении;
- описание работы;
- требования к кандидатам на конкретную должность;
- должностная инструкция;
- оперограмма процесса управления персоналом;
- штатное расписание;
- схема организационной структуры управления;
- схема функциональных взаимосвязей;
- матрица прав и ответственности должностного лица (показывающая сбалансированность ответственности и возможностей ее обеспечения);
- сетевой график процесса управления персоналом;
- формы вновь вводимых или усовершенствованных документов;
- схема информационных взаимосвязей (подразделения, функции);
- положения по оплате труда, финансированию экономического и организационного механизмов того или иного мероприятия и т.п.

Естественно, каждый проектный документ должен сопровождаться необходимыми обоснованиями и пояснениями.

Проектная часть завершается технико-экономическим обоснованием проектных предложений, в котором указываются источники социально-экономической эффективности, последовательность их расчета, исходные данные и формулы для расчета, а также возможные затраты (текущие и капитальные) для расчета экономического эффекта от реализации проектных предложений.

2.5. Заключение

В заключении формулируются выводы, характеризующие степень решения задач, которые ставились при разработке курсового проекта.

2.6. Литература

После заключения приводится перечень использованной литературы (в алфавитном порядке). Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Поэтому в прилагаемом к данным методическим указаниям перечне рекомендованной литературы приведена только часть литературных источников, необходимая для первого ознакомления с исследуемым вопросом, остальную литературу по разрабатываемой теме студент после консультации с руководителем должен подобрать самостоятельно.

Следует учесть, что, кроме изучения учебников и монографий по теме курсового проекта, необходимо изучение материалов по данной теме, публикуемых в периодической печати. При подборе журнальных статей следует иметь в виду, что в последнем за каждый календарный год номере журнала приводятся перечни статей, опубликованных во всех номерах данного журнала за год.

Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

При выборе темы студентам рекомендуется консультироваться с лектором и преподавателями кафедры «Экономика труда и управление персоналом».

Кафедра назначает студенту руководителя курсового проекта из числа преподавателей. Началом курсового проектирования является выдача студенту руководителем задания на проектирование (Приложение 3). Задание выдается на первой неделе срока, выделенного учебным планом для выполнения курсового проекта.

На руководителя возлагается ответственность за постоянное наблюдение за разработкой всех разделов курсового проекта в соответствующие сроки и оказание студенту необходимой помощи на всех этапах выполнения проекта.

В процессе проектирования для студентов проводятся в соответствии с утвержденным кафедрой графиком групповые и индивидуальные консультации.

Руководитель обязан:
- регулярно проводить консультации в соответствии с графиком при уточнении темы, разработке плана, составлении списка литературы, обобщении материала и т.д.;
- контролировать соблюдение календарных сроков и качество выполнения как отдельных частей, так и проекта в целом;
- проверить выполненный курсовой проект и принимать (совместно с комиссией) защиту. Если при проверке обнаружатся ошибки, неполнота объема, незавершенность проектирования или низкое качество оформления, то проект возвращается студенту для доработки.

Студент после получения от руководителя задания на курсовое проектирование обязан ознакомиться с ним, затем изучить исходные данные к курсовому проекту, подобрать и изучить литературу по теме проекта, составить план, регулярно посещать консультации руководителя, дорабатывать отдельные части проекта по замечаниям руководителя, своевременно сдать на проверку законченный курсовой проект и защитить его.

4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в курсовом проекте:
титульный лист;
оглавление;
задание на выполнение курсового проекта;
введение;
основные разделы курсового проекта;
заключение;
список использованной литературы;
приложения.

К курсовому проекту прилагается (не сшивается!) отзыв научного руководителя.

Курсовой проект должен содержать текстовый, табличный, графический и другой иллюстративный материал.

Правила оформления курсового проекта:

курсовой проект выполняется на бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листа как правило машинописно с оставлением полей; все страницы должны быть пронумерованы (нумерация начинается с титульного листа); сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается;

если рукопись курсового проекта набрана на компьютере, то при распечатке лучше использовать следующие параметры печати: шрифт № 12, 14 TNR; одинарный межстрочный интервал; левое поле - 2,5 см, правое - 1 см, верхнее - 3 см, нижнее - 2,5 см, формат набранного материала 17,5 х 24 см (длина строки, высота напечатанного текста). Примерный объем курсового проекта - 35 с.;

таблицы, рисунки (графический и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер. Номер и название таблицы даются над ней, номер и название рисунка — под ним. На них в тексте курсового проекта должны быть ссылки, которые при необходимости сопровождаются краткими пояснениями. Таблица или рисунок должен располагаться после первого упоминания о них в тексте;

нумеровать следует только те формулы, на которые есть ссылки в тексте. Номер формулы ставится в круглых скобках справа от нее и состоит, как правило, из номера раздела (части) и порядкового номера формулы внутри раздела. Смысл всех входящих в формулы элементов должен быть расшифрован непосредственно после формулы, расшифровка должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него;

в курсовом проекте обязательны библиографические ссылки на источники цитат и заимствований, представленные в списке литературы;

титульный лист курсового проекта оформляется в соответствии с Приложением 2;

в список литературы включаются все использованные при подготовке курсового проекта источники, а не только те, на которые имеются ссылки в тексте курсового проекта;

приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Заголовок каждого приложения должен иметь следующий вид: слово «Приложение», его порядковый номер и тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.

Для создания графической схемы используется программный продукт MS Word в следующей последовательности:
- в меню «Вставка» выбирается пункт «Объект»;
- из списка объектов выбирается объект «Рисунок «Microsoft Word»;
- созданный объект открывается для редактирования;
- внутри объекта «Рисунок «Microsoft Word» формируются графические символы.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Подведение итогов подготовки курсового проекта включает следующие этапы:
- сдача курсового проекта на проверку руководителю;
- доработка курсового проекта с учетом замечаний руководителя;
- сдача готового курсового проекта на защиту;
- защита курсового проекта.

Срок сдачи готового курсового проекта определяется заведующим кафедрой «Экономика труда и управление персоналом».

Срок доработки курсового проекта устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Выполненный курсовой проект подписывается студентом и представляется на защиту. Курсовой проект, удовлетворяющий предъявленным требованиям, допускается к защите, о чем руководитель делает запись на титульном листе.

График защиты курсовых проектов вывешивается на доске объявлений.

Защита курсового проекта на комиссии в составе руководителя курсового проекта и одного или двух преподавателей кафедры может быть организована разными методами: индивидуально или группой, с привлечением оппонентов из числа студентов или с приглашением представителей организации, по заданию которой выполнен данный курсовой проект.

Защита курсового проекта, как правило, должна проводиться публично в присутствии группы.

Руководитель проекта определяет требования к содержанию и продолжительности доклада при защите, устанавливает регламент для оппонентов.

Защита курсового проекта, как правило, состоит в коротком докладе (8—10 мин) студента и ответах на вопросы по существу проекта.

Курсовой проект оценивается по четырехбалльной системе. Оценка записывается в ведомость, а положительная оценка ставится в зачетную книжку за подписью руководителя.

Оценка проекта производится с учетом:
- обоснованности и качества расчетов и проектных разработок;
- соблюдения требований к оформлению курсового проекта;
- оригинальности решения задач проектирования (один из основных критериев оценки качества курсового проекта);
- содержания доклада и качества ответов на вопросы.

Студент, не представивший в установленный срок готовый курсовой проект по дисциплине «Основы управления персоналом» или не защитивший его, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Курсовые проекты, имеющие творческий характер и представляющие практический интерес, могут быть представлены на конкурс научных работ и переданы в соответствующие организации для практического использования (при наличии запросов на них).

ЛИТЕРАТУРА

Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев. с англ. – СПб.: Питер, 2004. – 832 с.

Армстронг М., Бэрон А. Performance management. Управление эффективностью работы. М.: HIPPO, 2005

Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 1998. - 498 с.

Волкова К.А., Казакова Ф.К. Предприятие: Положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 2000.

Григорьев В.П., Соловьев Д.П. Управление персоналом: процессный подход: учеб пособие. Самара, Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. - 108 с.

Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 799 с.

Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 2001. - 720 с.

Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. Учебное пособие. / П.В.Журавлев, Ю.Г.Одегов, Н.В.Волгин. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 448 с.

Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 236 с.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих / Минтруд России. - М.: Экономические новости, 1998.

Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002, - 304 с.

Кибанов А.Я., Мамед-Заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда. Учебное пособие для вузов. Под редакцией д.э.н., профессора А.Я. Кибанова — М.: «Экзамен», 2003. — 480 с.

Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. – М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2001. - 376 с.

Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред. П.В.Шеметова. – М.: ИНФРА-М, НГАЭиУ; Новосибирск, 1998. – 312 с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: “Дело”, 1992. - 702 с.

Монди Уэйн Р., Роберт М. Ноу, Шейн Р. Премо. Управление персоналом / Пер. с англ. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 640 с.

Одегов Ю.Г. Управление персоналом в структурно-логических схемах: Учебник. – М.: Академический проект, 2005. – 1088 с.

Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997. - 878 с.

Одегов Ю.Г., Соловьев Д.П. Стратегическое управление персоналом: Учеб. пособие. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2004. – 100 с.

Соловьев Д.П. Управление персоналом (анализ работы и подготовка требований к кандидатам на должность): Учебное пособие. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2003. – 80 с.

Спенсер Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М: HIPPO, 2004. – 384 с.

Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Пер. с англ. СПб: Издательский Дом «Нева», 2003. – 288 с

Технологии управления персоналом в России. Опыт профессионалов. - М.: «HRC. Кадровый клуб». «Книжный мир». 2001. - 240 с.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд. Доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 638 с.

Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научной ред. проф., д-ра Р.Марра, д-ра Г.Шмидта.— М.: Изд-во МГУ, 1997 - 480 с.

Управление человеческими ресурсами / Под ред. М.Пула, М.Уорнера. – СПб.: Питер, 2002. – 1200 с. (Энциклопедия. Серия «Бизнес-класс»)

Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. Изд. 6-е, перераб. и доп. (Серия "Библиотека журнала "Управление персоналом") — М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002. — 336 с.

Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ТЕМЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

Тема 1. Формирование целей системы управления персоналом

Цель курсового проекта — разработка «дерева целей» системы управления персоналом, соответствующего конкретным условиям функционирования организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
описание основных правил формулировок целей и построения «дерева целей»;
задание основных параметров деятельности организации, оказывающих влияние на состав и содержание целей системы управления персоналом;
описание методики анализа и построения системы целеполагания для определенного типа организации (производственной, коммерческой, банковской и т.п.);
построение концептуального «дерева целей» системы управления персоналом с учетом правил и признаков его построения: понятийного, временного, территориального и т.п.;
разработка формулировок и конкретного содержания целевых задач, обеспечивающих достижение целей в конкретных условиях (расширение или сокращение производства или объема услуг, изменение структуры управления и структуры персонала и т.п.).

Тема 2. Совершенствование функционального разделения труда в системе управления персоналом

Цель курсового проекта — разработка системы, взаимно увязывающей организационную структуру управления, функции звеньев оргструктуры и структуру численности исполнителей функций по управлению персоналом.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение численности организации и численности системы управления персоналом;
разработка концептуальной организационной структуры службы управления персоналом;
описание методики анализа и совершенствования функционального разделения труда в системе управления персоналом;
разработка состава и краткого содержания функций, выполняемых звеньями оргструктуры службы управления персоналом;
определение состава и краткого содержания функций по управлению персоналом, выполняемых за пределами соответствующей службы;
определение примерной трудоемкости выполняемых функций и распределение на этой основе численности специалистов между звеньями оргструктуры управления персоналом.

Тема 3. Разработка организационной структуры службы управления персоналом

Цель курсового проекта — спроектировать несколько вариантов оргструктуры службы управления персоналом в зависимости от различных особенностей организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
выбор нескольких типов оргструктуры предприятия: линейно-функциональной, дивизиональной (в том числе продуктовой, ориентированной на потребителя), матричной;
выбор методики анализа и разработки оргструктуры организации в целом;
выбор масштаба предприятия — крупное, среднее, малое;
описание методики анализа и разработки оргструктуры организации в целом;
разработка состава звеньев оргструктуры службы управления персоналом в зависимости от типа общей оргструктуры предприятия (для каждого типа) и его масштаба;
определение основного перечня функций управления, выполняемых звеньями оргструктуры службы управления персоналом.

Тема 4. Разработка системы взаимосвязей службы управления персоналом в оргструктуре организации

Цель курсового проекта — описание системы взаимосвязей службы управления персоналом с другими подразделениями предприятия.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение состава подразделений организации, с которыми взаимосвязана служба управления персоналом (плановая, финансовая служба, производственные звенья, коммерческие и технологические службы и т.п.);
определение состава вопросов (проблем и решений, принимаемых по ним), по которым имеется взаимосвязь между службой управления персоналом и другими звеньями;
описание методики анализа и разработки системы взаимосвязей в рамках оргструктуры;
разработка организационной технологии принятия решений по основным проблемам взаимоотношений служб в области управления персоналом;
определение состава и содержания входной и выходной информации для службы управления персоналом при взаимодействии с другими подразделениями.

Тема 5. Совершенствование кадрового и делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций по развитию кадрового и делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом конкретной организации.
Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
обоснование требований к кадровому обеспечению системы управления персоналом (качественные и количественные характеристики работников, выполняющих функции управления персоналом);
анализ существующего кадрового обеспечения системы управления персоналом организации (качественные и количественные характеристики персонала, выполняющего функции управления персоналом) и его влияния на качество выполнения функций управления персоналом;
анализ факторов, определяющих состав звеньев системы управления персоналом и их численность в конкретной организации;
расчет требуемой численности персонала, выполняющего функции управления персоналом, сравнение расчетных данных с фактическими;
обоснование требований к работникам, выполняющим функции управления персоналом, составление должностных инструкций;
разработка мероприятий по сокращению численности работников системы управления персоналом или по их дополнительному привлечению;
разработка организационной процедуры совершенствования кадрового обеспечения системы управления персоналом;
обоснование требований к делопроизводственному обеспечению системы управления персоналом, критериев оценки качества обеспечения;
анализ существующего состояния делопроизводственного обеспечения (состав и содержание используемых документов, полнота охвата функций управления персоналом делопроизводственным обеспечением, организация движения, учета и хранения документов, соответствие делопроизводства и оформления документов ГОСТам, выявление повторяющихся и дублирующихся взаимосвязей в движении документов, использование современных компьютерных технологии) и его влияния на качество выполнения функций управления персоналом;
обоснование необходимости и путей совершенствования делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом организации;
обоснование состава и содержания документов, схем документооборота, используемых при выполнении функций управления персоналом;
разработка документа, регламентирующего делопроизводственное обеспечение выполнения функций управления персоналом;
разработка организационной процедуры совершенствования делопроизводственного обеспечения системы управления персоналом.

Тема 6. Совершенствование информационного и технического обеспечения системы управления персоналом

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций по развитию информационного и технического обеспечения системы управления персоналом конкретной организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
обоснование требований к информационному обеспечению системы управления персоналом;
анализ существующего состояния информационного обеспечения выполнения функций управления персоналом в конкретной организации (качественные и количественные характеристики информации, используемой при выполнении функций управления персоналом, — содержание, объем, размещение, формы;
организация информационных процессов и его влияния на качество выполнения функций управления персоналом;
обоснование необходимости и путей совершенствования информационного обеспечения выполнения функций управления персоналом в конкретной организации;
разработка организационной процедуры совершенствования информационного обеспечения выполнения функций управления персоналом в конкретной организации;
обоснование требований к техническому обеспечению системы управления персоналом (требований к средствам сбора, регистрации, хранения, выдачи информации);
определение видов работ по управлению персоналом в конкретной организации, которые необходимо выполнять с помощью технических средств;
анализ существующего состояния технического обеспечения выполнения функций управления персоналом в конкретной организации (состав и назначение технических средств, используемых при выполнении функций управления персоналом, наличие системы автоматизированной обработки информации и пр., полнота охвата функций управления персоналом, достаточность обеспечения для их выполнения) и его влияния на качество выполнения функций управления персоналом;
обоснование требований к техническим средствам, критериев их выбора;
обоснование необходимости и путей совершенствования технического обеспечения выполнения функций управления персоналом в конкретной организации;
разработка организационной процедуры совершенствования технического обеспечения выполнения функций управления персоналом в конкретной организации.

Тема 7. Совершенствование нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций по развитию нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом конкретной организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
обоснование требований к нормативно-методическому обеспечению системы управления персоналом;
анализ существующего нормативно-методического обеспечения выполнения функций управления персоналом в конкретной организации (обеспеченность выполнения функций управления персоналом документами организационного, организационно-распорядительного, организационно-методического, нормативно-технического, технико-экономического характера, нормативно-справочными материалами) и его влияния на качество выполнения данных функций;
оценка качества используемых документов и нормативно-справочных материалов (структура, полнота, содержание, четкость и ясность изложения, соответствие целям деятельности);
обоснование необходимости и путей совершенствования нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом;
обоснование перечня необходимых документов, их рекомендуемой структуры и содержания; разработка проектов документов, регламентирующих выполнение функций управления персоналом (например, положение о персонале, положение о звеньях, выполняющих функции управления персоналом, должностные инструкции специалистов, оперограммы основных процедур управления персоналом и пр.);
разработка организационной процедуры совершенствования нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом, порядка разработки и утверждения необходимых документов.

Тема 8. Совершенствование регламентации труда персонала

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций по развитию регламентации труда персонала конкретной организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение сущности, необходимости, объектов и видов регламентации труда персонала;
обоснование выбора персонала, регламентацию труда которого целесообразно исследовать (категория персонала, работники конкретного подразделения в крупной организации);
анализ существующего состояния регламентации труда персонала (виды и содержание используемых регламентов, полнота охвата основных объектов регламентации — функции, оргструктуры, процессы, информация, персонал, техника) и его влияния на эффективность деятельности персонала;
обоснование перечня необходимых (отсутствующих) регламентов;
разработка проектов необходимых регламентов;
обоснование организационной процедуры разработки и утверждения регламентов труда персонала.

Тема 9. Совершенствование технологии выработки решений по управлению персоналом

Цель курсового проекта — применение этапов и методов принятия решений к задачам управления персоналом.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
выбор нескольких задач по управлению персоналом, для которых разрабатывается процесс принятия управленческих решений (например, решение о приеме или отказе в приеме на работу, решение о проведении внеплановой аттестации персонала и т.п.);
описание общего процесса (этапов и методов) выработки и принятия управленческого решения;
описание общей методики анализа и совершенствования процесса принятия управленческого решения;
разработка процесса выполнения выбранных задач по управлению персоналом;
привязка этапов и методов выработки и принятия решения к конкретным задачам по управлению персоналом.

Тема 10. Формирование кадровой политики организации

Цель курсового проекта — разработка и обоснование кадровой политики с учетом особенностей функционирования и формы собственности организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
изучение опыта формирования кадровой политики на предприятиях различных форм собственности;
выбор методов анализа и разработки кадровой политики организации;
описание методики анализа кадровой политики организации;
описание методики формирования кадровой политики;
анализ кадровой политики конкретной организации;
разработка предложений по совершенствованию кадровой политики конкретной организации;
оценка экономической и социальной эффективности проектных решений.

Тема 11. Совершенствование (формирование) системы стратегического управления персоналом

Цель курсового проекта — разработка рекомендации по развитию стратегического управления персоналом организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение необходимости, целей и содержания стратегического управления персоналом в современных условиях;
обоснование актуальности стратегического управления персоналом в организации;
анализ причин, препятствующих стратегическому управлению персоналом организации;
обоснование характеристик конкурентоспособного трудового потенциала организации как объекта стратегического управления;
обоснование требований к технологиям и методам стратегического управления персоналом, обеспечивающим формирование его конкурентоспособного потенциала;
обоснование требований к информации и информационным каналам, необходимым для осуществления стратегического управления персоналом;
обоснование возможности и путей формирования организационной структуры стратегического управления персоналом на базе существующей организационной структуры управления персоналом;
обоснование содержания деятельности звеньев организационной структуры стратегического управления персоналом;
разработка проектов документов, регламентирующих стратегическое управление персоналом;
разработка организационной процедуры формирования системы стратегического управления персоналом.

Тема 12. Разработка стратегии управления персоналом

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций по обоснованию и формированию стратегии управления персоналом организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение сущности и необходимости разработки стратегии управления персоналом;
анализ внешней и внутренней среды организации с помощью метода SWOT (CBOT), выявление сильных и слабых сторон организации в области управления персоналом, возможностей, которыми она располагает, и угроз, которых следует избегать;
обоснование характеристик конкурентоспособного трудового потенциала исследуемой организации (знания, навыки, способности, социальный статус, нормы поведения и ценности, профессионально-квалификационные, иерархические и демографические структуры);
обоснование составляющих стратегии управления персоналом, обеспечивающих формирование конкурентоспособного трудового потенциала (совершенствование структуры персонала; оптимизация численности персонала с учетом его динамики; повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение и другие денежные расходы; развитие персонала (адаптация, обучение, служебное продвижение); меры социальной защиты, гарантии социального обеспечения; развитие организационной культуры; совершенствование системы управления персоналом организации и т.д.);
разработка проекта стратегического плана управления персоналом организации.

Тема 13. Совершенствование кадрового планирования в организации

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций по обоснованию содержания и организации кадрового планирования.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение необходимости, целей и содержания кадрового планирования в современных условиях;
анализ существующего состояния кадрового планирования в организации (виды разрабатываемых планов, информация, используемая при их разработке, полнота охвата функциональных подсистем управления персоналом кадровым планированием, организация кадрового планирования, нормативно-методическое обеспечение кадрового планирования) и его влияния на эффективность управления персоналом;
анализ факторов, влияющих на кадровое планирование;
обоснование целей и приоритетных направлений кадрового планирования в конкретной организации;
определение порядка проведения кадрового планирования;
обоснование требований к информации для кадрового планирования, ее содержанию и источникам получения;
обоснование организационного закрепления процесса кадрового планирования, функций исполнителей — подразделений и специалистов;
обоснование порядка согласования кадрового планирования с другими планами организации;
разработка проектов документов, обеспечивающих процесс кадрового планирования;
обоснование системы показателей оценки эффективности кадрового планирования.

Тема 14. Разработка оперативного плана работы с персоналом

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций по обоснованию содержания и организации разработки оперативного плана работы с персоналом.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение целей и содержания оперативного планирования работы с персоналом;
обоснование целей организации и приоритетных направлений работы с персоналом в конкретной организации в период, охватываемый оперативным планированием;
анализ существующего состояния оперативного планирования работы с персоналом в организации (полнота охвата функциональных подсистем управления персоналом, организация оперативного планирования работы с персоналом, нормативно-методическое обеспечение оперативного планирования);
обоснование структуры оперативного плана работы с персоналом;
определение порядка разработки оперативного плана кадровой работы;
обоснование требований к информации для оперативного кадрового планирования, ее содержанию и источникам получения;
разработка нормативно-методического обеспечения оперативного планирования работы с персоналом;
обоснование организационного закрепления процесса оперативного кадрового планирования, функций исполнителей — подразделений и специалистов;
разработка проекта оперативного плана работы с персоналом (точно обозначенные цели и конкретные мероприятия, направленные на достижение этих целей, а также выделяемые материальные средства с указанием их вида, количества и времени);
разработка мероприятий по обеспечению контроля выполнения оперативного плана работы с персоналом и по устранению отклонений.

Тема 15. Разработка плана маркетинговой деятельности в области персонала

Цель курсового проекта — разработка подходов к составлению перспективного плана маркетинговой деятельности в области персонала.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
выбор параметров, влияющих на разработку плана маркетинга;
учет расширения производства, изменения технологий, динамики спроса и предложения на определенные профессии и квалификации и т.п.;
выбор направлений маркетинговой деятельности в области персонала;
описание методики анализа и совершенствования персонал-маркетинга;
приведение конкретных примеров реализации направлений маркетинговой деятельности в области персонала;
описание источников информации, необходимых для разработки конкретных направлений персонал-маркетинга, выбранных ранее;
описание сходства и различий методологии общего маркетинга и персонал-маркетинга.

Тема 16. Совершенствование процесса определения потребности в персонале

Цель курсового проекта - применение способов расчета потребности в персонале к его определенным группам или категориям.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
выбор конкретных групп или категорий персонала, потребность в которых будет определяться (например, специалисты какого-либо подразделения);
разработка процесса определения качественной потребности в выбранной группе персонала (по профессиям, специальностям, должностям, квалификационным требованиям и т.п.);
выбор методов определения количественной потребности в данной группе персонала и описание последовательности расчета численности по данным методам;
описание методики анализа и повышения качества расчетов потребности в персонале;
привязка этапов процесса определения качественной потребности в персонале к конкретным условиям его функционирования;
привязка последовательности расчета численности персонала к конкретным исходным параметрам, необходимым для расчета (например, организационная структура подразделения; работы, определяющие загрузку подразделения, и т.п.).

Тема 17. Совершенствование путей покрытия потребности в персонале организации

Цель курсового проекта — разработка организационного проекта выбора наилучшего сочетания различных путей покрытия потребности в персонале, причем данный проект должен быть привязан к конкретным условиям организации.

Курсовой проект должен предусматривать:
оценку всех возможных путей покрытия потребности в персонале, связанных как с внешними, так и с внутренними источниками набора;
описание методики анализа и совершенствования использования путей покрытия потребности в персонале;
анализ степени использования путей покрытия потребности в персонале в практике управления персоналом организации, оценку целесообразности применяемого состава путей;
выбор оптимального состава путей покрытия потребности в персонале во взаимной увязке с факторами внешней и внутренней среды организации: ситуацией на рынке труда, развитием техники и технологии, финансовыми ресурсами организации, расширением или изменением сферы деятельности и т.п.;
привязку проекта к конкретному составу должностей или рабочих мест, потребность в которых испытывает организация.

Тема 18. Совершенствование организационного механизма проведения отбора персонала

Цель курсового проекта — разработка проекта взаимодействия основных элементов системы отбора персонала.

Курсовой проект должен предусматривать:
определение состава и содержания элементов системы отбора персонала в организации: цели отбора, функции управления, организационно-технологические процессы реализации функций управления, состав решений, принимаемых в системе, организационно-структурный вариант выполнения отбора персонала, элементы обеспечения процесса: информационный, кадровый, методический;
определение характеристик какой-либо конкретной вакантной должности;
разработку состава показателей оценки соответствия кандидата вакантной должности;
описание способов, которыми будут оцениваться данные показатели, и порядка подведения итогов оценки;
разработку состава и содержания этапов проведения отбора персонала: анализ сопроводительной документации по трудоустройству, анализ анкетных данных кандидата, проведение собеседования и т.д.;
краткое описание заданий (проверочных испытаний), которые необходимо выполнить кандидату на указанную должность;
взаимную привязку элементов системы управления отбором персонала к намеченным этапам процесса отбора;
конкретизацию проекта применительно к должностям или рабочим местам, на которые проводится отбор кандидатов.

Тема 19. Проектирование системы управления адаптацией персонала

Цель курсового проекта — разработка элементов системы управления адаптацией новых сотрудников организации.

При выполнении курсового проекта необходимо рассмотреть следующие вопросы:
выбор аспектов (направлений) адаптации для молодых сотрудников, новых сотрудников, имеющих опыт работы, для сотрудников при организационных нововведениях на предприятии;
описание методики анализа и совершенствования управления адаптацией;
разработка конкретного перечня мероприятий (содержание работ, порядок их проведения, исполнители, информационное обеспечение для контроля успешности адаптации), охватывающего выбранные аспекты адаптации сотрудников;
разработка перечня и основного содержания инструкционных документов, выдаваемых сотрудникам на период адаптации;
описание программ деловой оценки (периодичность, информационное обеспечение, показатели) для контроля успешности адаптации.

Тема 20. Организация системы оценки персонала для периодической аттестации

Цель курсового проекта — разработка организационного проекта, включающего комплекс вопросов обеспечения проведения оценки персонала.

При разработке курсового проекта необходимо уделить внимание следующим вопросам:
определение групп персонала или подразделений, где проводится оценка;
описание методики анализа и совершенствования процесса оценки персонала;
установление фактической последовательности и содержания этапов проведения оценки, целесообразности их состава и полноты организационного обеспечения;
разработка состава этапов оценки, необходимых в конкретных условиях работы или для иных подразделений организации;
разработка организационного обеспечения установленных этапов: состав и распределение функций управления;
организационно-технологические процессы выполнения функций;
состав решений, принимаемых в процессе оценки;
порядок подведения итогов;
информационное и кадровое обеспечение процесса оценки персонала;
состав показателей оценки, характеризующих сотрудника за оцениваемый период;
способы оценки показателей, порядок подведения итогов оценки.

Тема 21. Пути улучшения использования персонала

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение эффективности использования персонала организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение современных принципов и направлений эффективного (рационального) использования персонала;
обоснование выбора персонала, состояние использования которого целесообразно исследовать (категория персонала, работники конкретного подразделения крупной организации);
обоснование критериев для оценки эффективности использования персонала;
анализ существующего состояния использования персонала в организации (принципы расстановки персонала, качественная сбалансированность рабочих мест и работников, соответствие работников требованиям рабочих мест, обоснованность перемещении, гибкость в использовании — количественная и функциональная, удовлетворенность трудом и пр.);
разработка мероприятий, обеспечивающих улучшение использования персонала;
разработка организационной процедуры мероприятий, обеспечивающих улучшение использования персонала;
оценка экономической эффективности мероприятий, направленных на улучшение использования персонала.

Тема 22. Разработка программы деятельности администрации при увольнении сотрудников

Цель курсового проекта — разработка основных направлений программы деятельности администрации организации (службы управления персоналом, линейных руководителей) при увольнении сотрудников.

Подготовка курсового проекта должна предусматривать:
содержание мероприятий при увольнении сотрудников: по собственному желанию; по инициативе администрации (сокращение штатов, реорганизация предприятия); в связи с выходом на пенсию;
указание исполнителей работ, входящих в программу мероприятий, а также сроки их выполнения относительно времени увольнения сотрудников;
выделение факторов деятельности администрации по этой программе, которые направлены на «смягчение» негативных последствий увольнения как для сотрудников, так и для предприятия.

Тема 23. Использование результатов проведения деловой оценки персонала

Цель курсового проекта — разработка организационного проекта взаимной увязки деловой оценки персонала с другими направлениями деятельности службы управления персоналом.

При подготовке курсового проекта необходимо решить следующие вопросы:
привязка процесса оценки к конкретной категории персонала или подразделению организации;
установление взаимосвязи деловой оценки с другими направлениями деятельности службы управления персоналом: обучением, управлением карьерой, адаптацией персонала и т.п.;
выявление состояния работы в организации по вышеуказанным направлениям деятельности службы управления персоналом;
разработка процесса подведения итогов деловой оценки персонала;
разработка функций управления, организационно-технологических процессов и информационного обеспечения направлений деятельности службы управления персоналом, связанных с результатами деловой оценки персонала.

Тема 24. Разработка системы обучения персонала (подготовки, переподготовки и повышения квалификации)

Цель курсового проекта — разработка программы подготовки и реализации обучения определенных групп сотрудников предприятия.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение целей обучения для конкретных групп сотрудников;
выбор организационных форм подготовки и реализации обучения;
выбор методов обучения для конкретных групп сотрудников;
разработка показателей оценки качественных характеристик обучаемых сотрудников как основы формирования программ обучения;
описание методики анализа и развития системы организации обучения;
представление состава и основного содержания способов определения потребности в обучении конкретной группы сотрудников;
определение способов оценки результативности обучения.

Тема 25. Проектирование взаимоотношений организации с учебными заведениями и центрами подготовки кадров

Цель курсового проекта — разработка организационного проекта процесса подготовки и реализации обучения, связанного с внешней образовательной инфраструктурой.

При подготовке курсового проекта необходимо уделить внимание следующим вопросам:
разработка состава и содержания этапов процесса подготовки и реализации обучения: определение потребности в обучении, установление целей обучения, формирование сметы расходов на обучение и т.д.;
определение состава этапов, которые выполняются с различной долей участия внешней профессиональной инфраструктуры по обучению (совместное выполнение с организацией-работодателем или самостоятельное выполнение этапа внешней структурой);
разработка состава и содержания элементов системы управления персоналом, обеспечивающих проведение процесса подготовки и реализации обучения (в соответствии с положениями, установленными выше);
описание методики анализа и организационного развития взаимодействия участников процесса обучения.

Тема 26. Разработка программы проверочных испытаний кандидатов на вакантные должности

Цель курсового проекта — разработка организационного проекта, обеспечивающего проведение одного из главных этапов отбора персонала — проверочных испытаний.
При подготовке курсового проекта необходимо решить следующие вопросы:
определить, применительно к каким категориям или группам персонала будут использоваться проверочные испытания;
описать методику анализа и развития проверочных испытаний;
установить, какие проверочные испытания проводятся в рассматриваемой организации, определить степень их целесообразности;
разработать состав проверочных испытаний: тестов, тестовых рабочих заданий для технических исполнителей, рабочих, специалистов технического или управленческого профиля, руководителей различного уровня;
представить развернутое содержание основных элементов системы проведения проверочных испытаний: функциональное разделение труда оценщиков, организационно-технологические процессы выполнения проверочных испытаний, обеспечение проведения испытаний, порядок подведения итогов и т.д.

Тема 27. Проектирование системы планирования трудовой карьеры работника

Цель курсового проекта — разработка организационного проекта управления карьерой сотрудников организации, причем центральным звеном проекта должна быть функция планирования.

При подготовке курсового проекта необходимо решить следующие вопросы:
привязка проекта к конкретной категории или группе персонала, для которой рассматриваются вопросы управления карьерой;
анализ действующей в организации системы планирования карьеры сотрудников;
разработка процесса планирования карьеры, целесообразного для рассматриваемой организации и группы персонала;
взаимная увязка разработанного процесса с другими элементами системы управления карьерой: функциональным разделением труда, составом принимаемых решений, информационными и структурными взаимосвязями в рамках разработанного процесса планирования;
проработка взаимного влияния планирования карьеры и других задач службы управления персоналом: регулирования и контроля управления карьерой, деловой оценки, обучения персонала и т.п.

Тема 28. Проектирование системы контроля и регулирования деловой карьеры сотрудника

Цель курсового проекта - разработка элементов организационной системы контроля и регулирования деловой карьеры сотрудников.

При подготовке курсового проекта необходимо отразить следующие вопросы:
направления карьеры, предусмотренные данной системой;
описание методики анализа и развития системы управления карьерой;
конкретный инструментарий (методы и формы) управления карьерой;
состав информации и виды документов, используемые для регулирования и контроля деловой карьеры сотрудников;
описание способов определения готовности сотрудников к служебному продвижению.

Тема 29. Совершенствование организационной культуры

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций, обеспечивающих развитие организационной культуры в соответствии с требованиями организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
обоснование значения и сущности управления развитием оргкультуры;
обоснование состава и содержания критериев, характеризующих состояние организационной культуры;
обоснование содержания и источников информации, характеризующей состояние организационной культуры;
выявление факторов, влияющих на организационную культуру;
разработка методики диагностики организационной культуры;
диагностика организационной культуры и характеристика ее влияния на эффективность деятельности исследуемой организации;
обоснование желаемого состояния организационной культуры исследуемой организации в соответствии с выделенными параметрами;
разработка мероприятий, обеспечивающих приведение организационной культуры в желаемое состояние;
разработка организационной процедуры реализации мероприятий по развитию организационной культуры.

Тема 30. Совершенствование анализа и описания работы и рабочего места

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение качества анализа и описания работы и рабочего места.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
определение сущности и целей описания работы и рабочего места;
обоснование содержания анализа работы и рабочего места;
обоснование источников и методов сбора информации при проведении анализа работы и рабочего места;
разработка организационной процедуры проведения анализа работы и рабочего места;
разработка методических материалов, используемых при проведении анализа работы и рабочего места;
обоснование выбора работы (рабочего места) в качестве объекта исследования;
анализ работы (рабочего места);
обоснование структуры и содержания описания работы (рабочего места);
составление описания работы (рабочего места).

Тема 31. Совершенствование методов оценки результатов труда персонала организации

Цель курсового проекта - разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение качества оценки результатов труда персонала.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
обоснование сущности и целей оценки результатов труда персонала;
обоснование принципов построения системы оценки результатов труда персонала;
обоснование выбора категории персонала в качестве объекта исследования;
обоснование состава показателей, отражающих результаты труда персонала;
обоснование методов оценки результатов труда персонала;
обоснование содержания и источников информации для оценки результатов труда персонала;
разработка организационной процедуры оценки результатов труда персонала;
разработка документационного и методического обеспечения проведения оценки результатов труда персонала.

Тема 32. Совершенствование методов оценки результатов деятельности подразделений управления персоналом

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций, обеспечивающих повышение качества оценки результатов деятельности подразделений управления персоналом.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
обоснование сущности и направлений использования показателей оценки результатов деятельности подразделений управления персоналом;
обоснование критериев оценки результатов деятельности специализированных подразделений по всем (важнейшим) функциям управления персоналом;
обоснование методов измерения результатов деятельности подразделений управления персоналом;
обоснование содержания и источников информации, используемой при оценке результатов деятельности подразделений управления персоналом;
разработка организационной процедуры оценки результатов деятельности подразделений управления персоналом;
анализ деятельности подразделений управления персоналом конкретной организации и оценка ее эффективности.

Тема 33. Совершенствование планирования затрат на персонал организации

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций по обоснованию затрат на персонал организации.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
обоснование необходимости планирования затрат на персонал;
обоснование состава (классификации) затрат на персонал организации, подлежащих планированию;
выявление факторов, влияющих на структуру и величину затрат на персонал;
определение источников информации о затратах на персонал;
разработка организационной процедуры планирования затрат на персонал;
разработка нормативно-методического обеспечения планирования затрат на персонал;
обоснование методов определения затрат на персонал организации;
разработка организационной процедуры планирования затрат на персонал организации;
анализ состояния планирования затрат на персонал конкретной организации;
оценка затрат на персонал организации в соответствии с разработанной методикой.

Тема 34. Совершенствование оценки социальной и экономической эффективности проектов развития системы и процессов управления персоналом

Цель курсового проекта — разработка рекомендаций, обеспечивающих совершенствование оценки социальной и экономической эффективности проектов развития системы и процессов управления персоналом.

Выполнение курсового проекта предполагает решение следующих задач:
анализ существующих подходов к оценке социальной и экономической эффективности проектов развития системы и процессов управления персоналом;
анализ методов расчета результатов и затрат, связанных с совершенствованием системы и процессов управления персоналом;
обоснование (уточнение) системы показателей, характеризующих социальную эффективность проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом;
обоснование источников и содержания информации, необходимой для оценки эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом;
обоснование методов получения информации для оценки экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом;
оценка эффективности проекта совершенствования системы (процессов) управления персоналом на примере конкретной организации;
разработка организационной процедуры оценки социальной и экономической эффективности системы и процессов управления персоналом.

Приложение 2

ТИПОВАЯ ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики труда и управления персоналом

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Основы управления персоналом» на тему
___________________________________________


Выполнил(а) студент(ка) факультета ______________
специальности «Управление персоналом» ____ курса
_______________________ (фамилия, имя, отчество)
_________________ (подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель курсового проекта
_____________________ ________ ___________________
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)


Самара – 200__

Приложение 3

ТИПОВАЯ ФОРМА ЗАДАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики труда и управления персоналом

З А Д А Н И Е
на подготовку курсового проекта

студенту ___________________ (фамилия, имя, отчество)

по дисциплине «Основы управления персоналом»


1. Тема проекта
2. Цель
3. Задачи
4. Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) по теоретической части
б) по аналитической части
в) по проектной части
5. Исходные данные к проекту:
а) по литературным источникам
б) по вариантам, разработанным преподавателем
6. Список рекомендуемой литературы
7. Контрольные сроки представления отдельных разделов курсового проекта:
25% - «_»____________200_г.
50% - «__»____________200_г.
75% - «__»____________200_г.
100% - «__»____________200_г.


Руководитель курсового проекта
_____________________ ________ ___________________ __________
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия) (дата)

Задание принял к исполнению –

Студент
________ ___________________ __________
(подпись) (инициалы и фамилия) (дата)