8.6. Человеческие ресурсы и ваша компания

(Источник: Пирсон Б., Томас Н. «Магистр делового администрирования. Краткий курс»: Пер. с англ. – М.: Издательский Дом «АЛЬПИНА», 2000, с. 127-159)

Представленные ниже контрольные вопросы могут оказаться полезными при анализе дел в вашей компании.

Список вопросов не является исчерпывающим и его следует рассматривать как основу. Используйте эти вопросы для пробуждения мысли и стимулирования дискуссий, а не как самоцель. Они помогут вам понять ключевые кадровые проблемы организации.

Цель этой работы — определить, как продуманный и планомерный подход к управлению персоналом может улучшить деятельность компании.

1. Стратегия бизнеса и управление персоналом

Контрольный список «панических настроений»

Сигналы о том, что организация в опасности:
• хронические проблемы трудовых отношений;
• не исчезает недовольство работников;
• возрастающая/неравномерная текучесть кадров;
• растущее число жалоб клиентов;
• нет гордости за свою организацию;
• конфликты в руководстве;
• неудовлетворенность оплатой и условиями труда;
• неясное распределение обязанностей;
• нет четких критериев оценки работы;
• не придается значение качеству;
• плохое послепродажное обслуживание;
• репутация ненадежного поставщика;
• низкие критерии и плохая практика подбора кадров;
• отсутствуют программы повышения квалификации менеджеров;
• не проводится ознакомительное обучение новых работников;
• не хватает работников основных специальностей;
• вражда между подразделениями.

2. Культура, организация, люди, системы (COPS-анализ)

Вопросы Комментарии
Культура  
• Отождествляют ли себя с организацией ваши сотрудники, и считают ли они, что «успех компании» напрямую выгоден им?  
• Считают ли ваши сотрудники, что у них общие интересы с коллегами по работе и
коллективом в целом? Можно ли назвать ваш коллектив сплоченным?
 
• Распределяется ли работа в соответствии с опытом, а не должностью работников?  
• Поощряются ли откровенные высказывания работников о том, что они думают о компании?  
• Поощряет ли компания рационализаторские предложения и творчество персонала?  
• Есть ли у ваших сотрудников чувство личной ответственности за свою работу?  
 • Во всех ли подразделениях делают упор на качество?  
Организация  
• Способствует ли структура компании эффективной работе?  
 • Гибко ли реагирует организационная структура на изменение условий?  
• Не является ли структура чересчур громоздкой? Если да, то в каких секторах?  
• Четко ли обозначены функции и обязанности работников?  
• Свойственна ли структуре компании тенденция выталкивать проблемы наверх, а не решать их там, где они возникли?  
• Облегчают ли организационные процедуры и методы управления решение задач?  
• Стремитесь ли вы постоянно совершенствовать организационную структуру?  
Люди  
• Обладают ли сотрудники необходимой квалификацией, чтобы делать работу наиболее эффективным способом?  
• Понимают ли сотрудники свои функции и свою роль в общей работе компании?  
• Присуще ли сотрудникам стремление заботиться о клиентах?  
• Выявляются ли одаренные работники и развиваются ли их способности с прицелом на будущее?  
• Поощряется ли хорошая работа персонала путем выражения признательности, обратной связи и т.п.?  
• Осведомлены ли сотрудники о стандартах работы, которых требует от них компания?  
Системы  
• Способствуют ли используемые системы (подбора кадров, их продвижения, планирования, управления, информации и контроля) эффективной работе персонала?  
• Согласованы ли эти системы между собой и с остальной деятельностью компании?  
• Имеется ли четкая система поощрений за эффективную работу в вашем подразделении?  
• Часто ли компания пересматривает системы работы с персоналом и обеспечивает их взаимодополнение?  

Проанализируйте:

(1) Каковы три главные проблемы в области трудовых ресурсов, с которыми сталкивается ваша компания?

(а) ____________________
(б) ____________________
(в) ____________________

(2) Какие планы/действия вы предпринимаете, чтобы решить их?

3. Выявление потребностей в обучении

Что делать, если работник вашего отдела, подразделения или компании не выполняет работу, которую ему следовало бы делать? Вначале задайте себе несколько базовых вопросов:

(1)
• Почему его работа неудовлетворительная?
• Какие факты позволяют вам утверждать, что дела идут не так?
• Вы четко представляете себе, что должен делать работник?
(2)
• Может быть, лучше делать эту работу каким-то иным способом?
• Можно ли изменить приемы работы?
• Вам разрешат это сделать?
• Что нужно сделать, чтобы изменить приемы работы?

Если требуется внести изменения в характер выполняемой работы, проанализируйте, с чем связана данная проблема:
• с выполняемой работой?
• с личными качествами работника?

Вначале рассмотрим «выполняемую работу».
(1)
• Вознаграждает ли она трудовое усердие?
• Не считает ли работник, что достижение желаемых результатов требует от него «слишком больших усилий»?
• Какое удовлетворение (например, льготы, престиж, свободное время) получает работник в результате выполнения этой работы?
• Не поощряете ли вы второстепенное и не упускаете ли из виду главное в поведении работника?
• Не следует ли изменить систему поощрений?
(2)
• Согласен и хочет ли работник пройти курс обучения?
• Будет ли обучение способствовать его профессиональному росту?
• Какой курс обучения вы порекомендовали бы?
• Что произойдет, если работник не пройдет переобучение?
(3)
• Что мешает повышению квалификации?
• Знает ли работник, чего от него ждут в смысле качества и результатов работы?
• Не испытывает ли работник дефицита времени или средств?
• Что нужно изменить: требования, предъявляемые к работе, или методы ее выполнения?

Рассмотрим «личные качества работника».
(1)
• Способен ли он делать эту работу?
• Какие физические и умственные качества необходимы для этого?
(2)
• Работник когда-нибудь делал эту работу хорошо?
• Не изменилось ли содержание работы?
• Не разучился ли работник делать эту работу?
• Не требуется ли ему освежить знания?
• Есть ли обратная связь, подсказывающая, как лучше выполнять эту работу?
(3)
• Часто ли работнику приходится делать эту работу?
• Нужно ли ему больше практики?
(4)
• Позитивно ли он относится к этой работе и дальнейшему повышению квалификации в данном направлении?
• Не изменилось ли это отношение в последнее время?
• Насколько полны ваши знания о потребностях и личной заинтересованности работника?

После этого нужно определить:

• Нет ли среди возможных вариантов решений таких, которые являются неприемлемыми или выходят за рамки имеющихся ресурсов?
• Какой вариант решения потребует наибольших/наименьших усилий?
• Какое решение скорее всего приведет к успеху?
• К реализации какого решения мы лучше всего подготовлены?
• Стоит ли «игра свеч»: сколько это будет «стоить» и каковы выгоды в случае успеха?