Примерная программа кадрового аудита

(Источник: Чижов Н.А. Управление корпоративными кадрами. – СПб.: Питер, 2005. – 352 с.
Примечание составителя: монография подготовлена по данным коммерческого банка)

1. Соответствие реальной кадровой работы основополагающим корпоративным документам

1.1. Наличие и утверждение следующих документов.

1.1.1. Положение о кадровой работе в компании (в том числе права и обязанности в работе с людьми линейных руководителей).

1.1.2. Кадровая политика компании на ___ год.

1.1.3. Смета кадровых расходов компании.

1.1.4. Кадровые технологии:
• Порядок организации найма новых сотрудников.
• Порядок аттестации рабочего места сотрудника.
• Порядок адаптации новых сотрудников.
• Порядок прохождения сотрудниками испытательного срока в компании.
• Программа и порядок обучения новых сотрудников.
• Кодекс прав и обязанностей сотрудника компании.
• Памятка молодому сотруднику компании.
• Порядок оценки работы сотрудника.
• Положение об аттестации руководящего состава компании.
• Технологическая карта работы сотрудника.
• Положение о мотивации сотрудников компании.
• Положение о социальной поддержке сотрудников.
• Основы корпоративной политики компании.
• Порядок ротации сотрудников компании.
• Порядок учета и ведения базы персональных данных сотрудников.
• Положение о корпоративном обучении сотрудников.
• Порядок заключения трудовых договоров и их хранения.
• Порядок организации кадрового делопроизводства.
• Порядок выдвижения и обучения резерва руководящих кадров и ведущих специалистов.

1.1.5. Рабочие графики и планы:
• График аттестации руководящего состава компании.
• План рассмотрения кадровых вопросов правлением (советом директоров) компании.
• План проведения праздничных мероприятий в компании.
• График оценки работы сотрудников.

1.2. Оценка ресурсного обеспечения данных документов.

1.3. Система контроля за исполнением данных документов.

1.4. Уровень конкурентности этих документов, система их коррекции.

2. Оценка работы с кадрами высших органов управления компанией

2.1. Действия с кадрами собрания акционеров.

2.2. Повестка кадровых вопросов совета директоров (наблюдательного совета), правления.

2.3. Порядок обсуждения кадровых вопросов на оперативном совещании руководителей подразделений у генерального директора.

2.4. Работа с внешними организациями по кадровым вопросам.

2.5. Полнота и порядок получения, обработки и использования кадровой информации на высших уровнях управления.

2.6. Оценка эффективности принимаемых на этом уровне кадровых решений: соотношение принятых и исполненных решений + полученный эффект.

2.7. Оценка стоимости принимаемых кадровых решений.

2.8. Собственная работа с руководящими кадрами: командное строительство, номенклатура руководящих кадров, их текучесть.

2.9. Система действующих при высшем руководстве комитетов и комиссий по кадровым вопросам и их эффективность.

2.10. Реальность кадрового резерва руководителей.

3. Оценка реальной картины состояния кадровой работы в компании

3.1. Оценка закрепляемости кадров, т. е. число сотрудников и руководящих работников, ушедших из компании за истекший календарный год по отношению:
• к общему числу сотрудников компании;
• к числу принятых на работу в данном году;
• отдельно рядовых сотрудников и отдельно руководящего состава.

3.2. Оценка квалификации сотрудников:
• наличие базового образования;
• наличие высшего, среднего специального образования;
• наличие ученых степеней и званий;
• прохождение курсов повышения квалификации;
• знание иностранных языков;
• наличие смежных профессий;
• владение информационными технологиями;
• повышение управленческой грамотности руководящего состава;
• наличие баз знаний в компании;
• число обучающихся в настоящее время;
• динамика нарушений трудового законодательства.

3.3. Оценка результативности вложений ресурсов в персонал:
• стоимость приема 1 сотрудника (линейного сотрудника и руководителя отдельно);
• стоимость вложений в оборудование рабочих мест (динамика по годам);
• стоимость вложений в развитие сотрудников (динамика средств на обучение и ротацию сотрудников по отношению к прибыльности компании в данный момент);
• стоимость ресурсов на поощрение сотрудников;
• стоимость ресурсов на социальную поддержку сотрудников;
• стоимость ресурсов на корпоративные мероприятия социального плана;
• стоимость оценки и аттестации сотрудников.

3.4. Оценка эффективности работы кадровой Службы компании:
• оценка квалификации и развития кадровых менеджеров;
• оценка полезности работы кадровых менеджеров в линейных подразделениях, опросы линейных руководителей;
• оценка качества и сроков исполнения профессиональных кадровых решений: закрытие вакансий, оформление кадровых документов и договоров, наличие кадрового анализа, предложений об изменениях и новациях;
• оценка степени удовлетворенности сотрудников трудом и трудовыми отношениями;
• оценка уровня исполнения кадровых планов;
• оценка влияния кадровой Службы на болевые точки компании в производственно-экономической сфере (участие в сокращении временных и материальных потерь персонала, в увеличении инвестиционной привлекательности компании, в повышении лояльности клиентов/покупателей и др.).

3.5. Оценка эффективности работы с кадрами линейных руководителей компании:
• наличие разработанных и реализованных планов работы со своим персоналом;
• оценка изменений качественных параметров состава персонала (профессионализм, возраст, лояльность);
• динамика вложенных ресурсов в персонал;
• улучшение условий труда и трудовых отношений, социального развития;
• права и полномочия линейного руководителя в работе со своим персоналом;
• управленческая грамотность линейного руководителя;
• наличие праздников и ритуалов на уровне отдела, службы.