ПОЛИТИКА ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
СИСТЕМЫ РОСГОССТРАХА

1. ЦЕЛИ ДАННОГО ДОКУМЕНТА

Целью данного документа является утверждение общих принципов обучения и развития персонала в системе Росгосстраха.

2. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ КОМПАНИИ

Все мероприятия по обучению и развитию имеет своей целью повышение эффективности Компании через профессиональное и личностное развитие сотрудников.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1. Обучение персонала – процесс передачи теоретических знаний, формирования практических, навыков, необходимых сотруднику для успешного исполнения должности, которую он занимает/ на которую его планируется назначить.

3.2. Развитие персонала – комплекс мероприятий, обеспечивающих соответствие сотрудника перспективным задачам Компании.

4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Стратегическими направлениями деятельности по обучению и развитию персонала системы Росгосстраха определены следующие:
* Повышение квалификации штатных работников.
* Обучение сотрудников агентской сети.
* Регенерация управленческих кадров (в том числе подготовка внутреннего кадрового резерва, развитие управленческих компетенций руководителей).

4.2. Основные принципы системы обучения и развития персонала:
4.2.1. нацеленность на цели и задачи Компании;
4.2.2. высокое качество обучающих программ;
4.2.3. адресность обучающих программ, т.е. направленность на конкретные целевые группы;
4.2.4. доступность для всех сотрудников системы Росгосстраха на всей территории России.

4.3. Данная Политика определяет единый процесс организации и проведения мероприятий по обучению и развитию персонала системы Росгосстраха, и распространяется на все структурные подразделения и организации в системе Росгосстраха.

5. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

5.1. Система обучения и развития персонала РГС включает в себя:
5.1.1. Ориентационную программу для вновь принимаемых сотрудников системы Росгосстраха, включающую знакомство с историей Компании, организационной структурой и корпоративными нормами, правилами, изучение корпоративных нормативных документов.
5.1.2. Стажировки для вновь назначенных руководителей региональных организаций системы Росгосстраха (уровень директора филиала, Генерального директора кустового объединения) с целью быстрейшей адаптации в Компании.
5.1.3. Повышение квалификации сотрудников в рамках занимаемой должности, в том числе освоение новых технологий работы, изучение новых продуктов и регламентирующих документов.
5.1.4. Обучение сотрудников агентской сети.
5.1.5. Развитие управленческих кадров из состава кадрового резерва системы Росгосстраха.

6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

6.1. Планирование обучения и развития персонала основывается на анализе потребности в обучении сотрудников региональных организаций системы Росгосстраха. Анализ потребностей в обучении проводится сотрудником кадровой службы (менеджером по обучению) по запросу Управления по обучению и развитию персонала Департамента по работе с персоналом ХК «Росгосстрах».

6.2. На основании информации о стратегии развития системы Росгосстрах Управлением по развитию и обучению персонала формулируются основополагающие направления развития и обучения персонала системы Росгосстраха на будущий год (в том числе приоритетные целевые группы, первоочередные регионы, актуальные технологии обучения) и передает их в региональные организации системы Росгосстраха.

6.3. На основании заявок на обучение и с учетом основополагающих направлений развития и обучения персонала составляется План обучения персонала региональной организации.
План обучения персонала состоит из:
* корпоративных программ подготовки персонала системы Росгосстраха;
* заявок на подготовку отдельных категорий сотрудников от структурных подразделений и организаций системы РГС;
* заявок на обучение отдельных сотрудников.
План обучения персонала предоставляется в Управлении по развитию и обучению персонала Департамента по работе с персоналом ООО «ХК «Росгосстрах» на согласование.

6.4. План обучения персонала региональной организации системы Росгосстраха включает информацию об изучаемой теме, дате начала и окончания обучающего мероприятия, времени и месте его проведения, продолжительности мероприятия (в часах), преподавателе(ях)/провайдерах, привлекаемых для проведения подготовки для каждой сформированной учебной группы, стоимости учебной программы. Согласованный План обучения персонала утверждается одновременно с утверждением годового бюджета региональной организации системы Росгосстраха.

6.5. На основании обобщения основополагающих направлений развития и обучения персонала и консолидированных Планов обучения персонала региональных организаций системы Росгосстраха разрабатывается Концепция обучения персонала системы Росгосстраха. Данная Концепция утверждается Генеральным директором Управляющей компании ООО «ХК «Росгосстрах» и является основным документом, определяющим процесс обучения персонала системы Росгосстраха.

7. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОБ ОБУЧЕНИИ

7.1. В общем случае обучение осуществляется по Плану обучения персонала региональной организации системы Росгосстраха, утвержденному на год.

7.2. Инициировать обучение помимо Плана в частных случаях могут: непосредственный начальник сотрудника, сам сотрудник, генеральный директор/ директор филиала, руководитель кадровой службы.

7.3. Для принятия решения о направлении сотрудника на обучение необходимо выполнение следующих условий:
7.3.1. наличие средств в бюджете организации;
7.3.2. общее соответствие уровня РВД контрольным показателям.
7.4. Для принятия решения также оценивается целесообразность обучения с точки зрения:
7.4.1. профессиональных задач, стоящих перед сотрудником;
7.4.2. бизнес-плана подразделения;
7.4.3. стратегического плана профессионального развития подразделения и всей компании;
7.4.4. своевременности обучения;
7.4.5. адекватности уровня капиталовложений в рамках затратной части бюджета отдела;
7.4.6. репутации и профессионализма учебного заведения/организации, проводящей обучение.

8. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

8.1. Обучение персонала в соответствии с Планом обучения производится за счет средств организаций системы Росгосстраха и финансируется в полном объеме в соответствии с утвержденным годовым бюджетом. Допускается перенос неизрасходованных средств на обучение персонала в текущем месяце на следующие месяцы в пределах одного квартала.

8.2. Дополнительное (сверх средств отведенных бюджетом) финансирование мероприятий по обучение персонала допускается по согласованию руководителя Департамента финансового анализа и управленческой отчетности и руководителя Департамента по работе с персоналом «ХК «Росгосстрах».

8.3. Рабочее время, затраченное сотрудником на участие в корпоративном обучающем мероприятии, отмечается в табеле учета рабочего времени и оплачивается в размере 100%.

8.4. В общем случае Компания не финансирует получение сотрудниками первого высшего образования.

8.5. Получение сотрудниками второго высшего образования и прохождение программы профессиональной переподготовки, в том числе программы МВА, финансируется в случае, если потребность в таком обучении вызвана необходимостью развития бизнеса. В остальных случаях обучение сотрудника по программам второго высшего образования, профессиональной переподготовки, в том числе программе МВА, рассматривается как мотивационное мероприятие, и решение о финансировании принимается на основании анализа вклада сотрудника в развитие системы Росгосстраха, его/ее перспективной ценности и иных управленческих факторов.

8.6. Принятие решения о финансировании второго высшего образования, программ профессиональной переподготовки, в том числе программы МВА, производится Генеральным директором Управляющей компании /Первым вице-президентом по региональной политике ООО «ХК «Росгосстрах» 1 раз в год в марте накануне начала нового учебного года.

8.7. Финансирование второго высшего образования, программ профессиональной переподготовки, в том числе программ MBA, может быть частичным. Порядок и размер финансирования определяются Генеральным директором Управляющей компании /Первым вице-президентом по региональной политике ООО «ХК «Росгосстрах» Генеральным директором Управляющей компании/Первым вице-президентом по региональной политике ООО «ХК «Росгосстрах» на основании рассмотрения предоставленных документов.

8.8. Основанием для принятия решения служит представление руководителя региональной организации, включающее в себя личное заявление сотрудника, характеристику сотрудника с обоснованием, а также заключение руководителя Департамента по работе с персоналом ООО «ХК «Росгосстрах», включающее рекомендацию о размере финансирования программы обучения. Для сотрудников ООО «ХК «Росгосстрах» необходимо предоставить личное заявление сотрудника, согласованное непосредственным руководителем, и представление вице-президента, курирующего данное направление, в Управление по развитию и обучению персонала Департамента по работе с персоналом ООО «ХК «Росгосстрах» в срок до 15 марта.

8.9. При принятии положительного решения о финансировании обучения в рамках перечисленных программ обязательным условием является заключение Договора с сотрудником об обязательстве отработать в Компании 2 года после окончания обучения.

8.10. Прохождение сотрудником обучения по программам второго высшего образования, профессиональной переподготовки, в том числе программам MBA, допускается только в нерабочее время.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

9.1. Поскольку обучение сотрудников после принятия положительного решения приравнивается к выполнению служебных обязанностей, от сотрудников при этом ожидается, что они будут:
9.1.1.серьезно и ответственно относиться к обучению и стремиться получить от него максимальную пользу;
9.1.2.помнить о том, что конечная цель обучения - развитие компании через собственное развитие;
9.1.3.максимально полно реализовать знания, полученные во время обучения, внедряя их на практике;
9.1.4. в полной мере проводить полученные знания в Компанию, делясь ими с коллегами.

9.2. После принятия решения об обучении, участие в учебном мероприятии становится должностной обязанностью сотрудника, и пренебрежение обучением (пропуск занятий и т.п.) может рассматриваться как дисциплинарный проступок.

10. КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

10.1. Контроль процесса обучения заключается в:
10.1.1. контроле участия слушателей в обучающих мероприятиях;
10.1.2. оценке слушателями уровня и качества преподаваемого курса.

10.2. В случае направления сотрудника для обучения в один из образовательных центров или учреждений, сотрудник по окончании курса обучения обязан в течение 5-ти дней представить в кадровую службу документ об окончании курса и заполненную анкету обратной связи.

10.3. Результаты контроля обобщаются сотрудниками кадровой службы. Успешное прохождение корпоративного обучающего мероприятия подтверждается выдачей сотруднику сертификата за подписью руководителя Департамента по работе с персоналом, подтверждающего прохождение обучения. Образец сертификата согласовывается с Департаментом рекламы и должен соответствовать корпоративному стилю и содержать корпоративную символику Росгосстраха.

10.4. Оценка эффективности обучения проводится с целью:
* определения адекватности обучения потребностям сотрудников,
* уровня усвоения сотрудником изучаемого материала, а также
* определение рациональности расходования средств, вложенных в обучение.

10.5. Эффективность обучения сотрудника определяется по результатам и методикам оценки личной результативности деятельности и в ходе аттестации (оценки) персонала, которые определяются соответствующими корпоративными нормативными актами.

10.6. Результаты оценки эффективности обучения сотрудника учитываются при принятии кадровых решений в отношении сотрудника и решений о затратах на его дальнейшую подготовку.

10.7. Эффективность системы обучения осуществляют сотрудники по разработанным и утвержденным методикам.

11. ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА СИСТЕМЫ РОСГОССТРАХА

11.1. Система обучения персонала прямо и косвенно влияет на следующие показатели:
11.1.1. качество персонала Компании (профессиональные знания, умения, уровень образования);
11.1.2. мотивированность персонала (возможность реализовать потребность в развитии, профессиональном и карьерном росте);
11.1.3. улучшение бизнес-показателей Компании.

11.2. Система обучения персонала системы Росгосстрах должна обеспечивать ежегодное прохождение обучения не менее 30% руководителей высшего и среднего уровней и 20% рядовых сотрудников подразделений и организаций системы Росгосстрах.

11.3. Основными критериями оценки эффективности системы обучения персонала являются:
11.3.1.полнота реализации Плана обучения персонала;
11.3.2.количество сотрудников, прошедших подготовку и успешно сдавших итоговые тесты;
11.3.3. качество проведенного обучения.

11.4. Для оценки качества проведенного обучения проводятся следующие процедуры:
11.4.1. сбор обратной связи от участников обучения;
11.4.2. оценка изменений результатов работы обученных сотрудников их непосредственным руководителем;
11.4.3. расчет изменений бизнес-показателей.

11.5. Целесообразность применения оценочных процедур определяется в каждом отдельном случае.

11.6. Отчет о результатах обучения персонала в системе Росгосстраха предоставляется в общей системе отчетности о деятельности по развитию персонала.