КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ И СТРУКТУРА ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ В ФИРМАХ «MCKINSEY» И «BAIN & СО.»

Источник: Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент: Т. 2. / Пер. с англ. под редакцией И.И.Елисеевой, В.Л.Тамбовцева. СПб. : Экономическая школа, 2001.

«McKinsey & Company, Inc.» и «Bain & Со.» — крупные консалтинговые фирмы, консультирующие различные компании по вопросам стратегии и организации. В последние годы они нанимали в больших количествах выпускников колледжей, желавших поработать пару лет, прежде чем добиваться получения степени МВА. Число претендентов на эти места было значительным, поскольку данная работа обеспечивала хорошие заработки и весьма ценную возможность приобрести деловой опыт — по мнению некоторых, опыт работы в крупных консалтинговых фирмах, специализирующихся в области менеджмента, облегчает прохождение конкурсного отбора в программах подготовки МВА. В то же время две эти фирмы ведут между собой непосредственную конкурентную борьбу за привлечение выпускников.

В обеих фирмах вновь принятые работники (в «McKinsey» их именуют «бизнес-аналитиками», а в «Bain» — «помощниками консультантов») участвуют в работе групп, реализующих различные проекты для компаний-клиентов. Во главе этих групп стоят более опытные консультанты, контролирующие и оценивающие работу молодых сотрудников. Хотя характер работы в обеих фирмах примерно одинаков, между ними существуют два важных различия. Во-первых, в «Bain» помощник консультанта работает одновременно над двумя—шестью проектами, в то время как аналитик «McKinsey» обычно сосредоточивает усилия на работе только над одним проектом. Во-вторых, средняя продолжительность рабочей недели в «McKinsey», согласно имеющейся информации, составляет 70-80 часов, а в «Bain» — 60 с небольшим часов.

Единственным ключевым различием в стратегиях двух фирм, которое может служить объяснением вышеуказанных различий, является их разная кадровая политика. «McKinsey» традиционно специализируется на проектах, конечным продуктом которых является набор рекомендаций по удовлетворению потребностей клиента. «Bain» же берется за проекты, предусматривающие как выдачу рекомендаций, так и помощь в их осуществлении. Соответственно если типичный проект «McKinsey» реализуется в течение 4-6 месяцев, то для проектов «Bain» этот срок составляет примерно 18 месяцев. Проекты «McKinsey» осуществляются в значительной мере на территории клиента. В проектах «Bain» работа у клиентов играет меньшую роль, и большая часть работы выполняется рабочей группой в штаб-квартире фирмы.

Различная продолжительность рабочей недели отражает различие альтернативных издержек времени работников двух этих фирм. Для работников «McKinsey», обычно находящихся в командировках, проживающих и питающихся в отелях, дополнительные часы работы, по существу, сопряжены с меньшими издержками. Сотрудники «Bain» чаще находятся дома, где ведут нормальный образ жизни, предъявляющий определенные требования к распределению их времени, и, кроме того, имеют — предположительно — большие возможности для ведения общественной жизни.

Что касается числа проектов, над которыми работает одновременно сотрудник, то представим себе, что фирма «Bain» изменила численность своих рабочих групп таким образом, чтобы каждый помощник консультанта мог одновременно работать только над одним проектом, как это делается в «McKinsey». Такая система может оказаться очевидно неэффективной в тех случаях, когда различные работы требуют различных затрат времени и когда эффективное функционирование группы возможно лишь при определенном ее размере. Кроме того, при такой системе выпускник колледжа, поступивший на работу в «Bain», за время своей работы в этой фирме познакомился бы в лучшем случае с парой фирм-клиентов, в то время как аналитик «McKinsey» приобрел бы опыт работы с четырьмя—шестью различными компаниями. Поскольку одной из важнейших причин, побуждающих выпускников устраиваться на работу в данные фирмы, является стремление изучить бизнес в целом и отдельные предприятия, фирма «Bain» оказалась бы в невыгодном положении на рынке труда. С другой стороны, если бы аналитик «McKinsey» был обязан одновременно заниматься несколькими проектами, то такая система оказалась бы в высшей степени неэффективной ввиду дополнительных командировочных расходов и распыления внимания работников между различными проектами. Таким образом, структура должностных обязанностей в каждой из этих фирм соответствует ее стратегии бизнеса.