2)
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СОБЕСЕДОВАНИЙ
(ИНТЕРВЬЮ) С КАНДИДАТАМИ НА ДОЛЖНОСТЬ
Собеседования
с кандидатами проводятся в два этапа.
На первом этапе (информационное
интервью) проводится дополнительный
анализ по фактической информации,
представленной кандидатом в Curriculum
Vitae
и анкет — обращении за работой и,
возможно, рекомендаций.
В
случае успешного прохождения этого
испытания кандидат на должность
приглашается на повторное
собеседование (селективное интервью),
которое проводится с участием
руководителя (его представителя)
подразделения (отдела), к которому
относится должность.
Внимательное
изучение анкеты и CV
может дать опытному специалисту много
важной для принятия решения о найме
информации. Часть этой информации
достаточно очевидна для анализа,
значительно больше полезных
сведений о кандидате можно получить в
результате сопоставления данных, основываясь
на опыте и интуиции. При проведении
информационного собеседования
интервьюер должен собрать
информацию, касающуюся сильных и
слабых качеств претендента. Прежде
всего задачей интервьюеров на данном
этапе является наметить, вскрыть
любые возможные «слабые точки»
кандидата, далеко не очевидные из
простого анализа паспортных данных и
CV, а также по возможности
проанализировать их.
В
распоряжении банковских служб
имеется еще ряд возможностей для
уточнения оценок: наведение справок о
специалисте у прежних работодателей,
проведение отборочного (селективного)
собеседования силами специалистов и
руководителем заинтересованного
подразделения. Поэтому на данном этапе
важнее назвать возможные пробелы в
характере подготовки и образования, в
профессиональных умениях,
настораживающие особенности качеств
личности и мотивации,
психологические характеристики, чем
получить окончательные ответы на все
вопросы и жесткие оценки (возможно,
неверные). Ниже приведен пример
анализа деловых и личных качеств
кандидата в ходе интервью по поводу
его предшествующей трудовой
деятельности.
В
ходе собеседования интервьюеру
необходимо получить и занести в
опросный лист ответы по всем
перечисленным ниже позициям,
поскольку информация является очень
важной и должно иметься представление
о каждом месяце трудовой деятельности
кандидата после окончания им школы.
Опросная
форма предназначена для интервьюера
— специалиста кадровой службы, на
которого возложены обязанности
проведения (информационных) интервью.
В скобках обозначен основной смысл
вопроса, на который ищет ответ
кадровик в ходе анализа этого пункта
анкеты.
Жесткая
одновариантная схема, приведенная
здесь, является определенным
упрощением, и опытный интервьюер
будет сопоставлять различные ответы,
искать скрытую мотивацию,
перепроверять дополнительными
вопросами ту или иную позицию,
особенно с учетом заинтересованности
интервьюируемого в создании
наиболее благоприятного мнения о
себе и своих возможностях как
кандидата на должность.
Данный
список вопросов является ориентировочным,
он должен быть дополнен, в особенности,
если рассматриваются кандидаты на
должности ведущих специалистов и на
управленческие должности в банке.
Также
желательно проводить опрос, «отрываясь
от бумажки», меняя порядок задания
вопросов и формулируя их в открытой
форме, с тем чтобы собеседование
проходило более непринужденно. От
интервьюера в этом случае,
потребуется высокая квалификация и
напряженная работа, чтобы не упустить
принципиально важных вопросов и четко
зафиксировать ответы на них, а также и
впечатления о поведении кандидата во
время собеседования.
Руководитель
кадровой службы в зависимости от
порядка организации работ по отбору
персонала принимает решение о
проведении собеседований с
использованием или без использования
технических средств, например,
магнитной записи.
При проведении собеседований с использованием магнитной записи обязательным является предупреждение об этом претендента на должность до начала собеседования.
ПОСЛЕДНЯЯ
ДОЛЖНОСТЬ
Компания______Город_______
с____19 по_____19
Как
найдена работа _____________ Через кого ______
(Проявил
ли претендент самостоятельность в
получении работы)
Характер
работы в начале трудовой деятельности________________________________
(Будет
ли предшествующий опыт работы полезен
на искомой должности)
Как
изменился характер работы в
последующем _________
(Был
ли заметен прогресс в работе
претендента)
Характер
работы перед увольнением ________________
(Каков
размер ответственности,
предоставленной претенденту)
Оклад
в начале трудовой деятельности
_______________
Оклад
перед увольнением _______________________
(Указание
на здоровое честолюбие)
Начальник _____________ Должность ________________
Описать его _________________
(Ладил
ли претендент с начальником, ценимые
работником качества)
Насколько
плотно он/она руководил (контролировал)
Вас _______
Какими
полномочиями Вы обладали _____________________
(Каков
реальный управленческий опыт, мера
ответственности)
Число Ваших подчиненных _____________________
В чем состояли их функции ____________________
(Является
ли претендент лидером, помогает ли
развитию подчиненных)
Ответственность
за формулирование политики _________
(В
какой мере претендент выполнял данные
управленческие функции)
В
какой степени использовались Ваши
инициатива и суждения ____
(Стремится
ли претендент активно к расширению
ответственности)
Что
Вам особенно нравится в Вашей работе
_______________
(Удовлетворен
ли претендент работой)
Что
Вам особенно не нравится в работе
__________________
(Обоснованы
ли претензии претендента)
Выполняемые
совместительство или почасовая
работа _________
____
Причины _______________________________
(Повлияет
ли это на исполнение должностных
обязанностей)
Как
много времени Вы не работали ________________
Причины
_________________________________
(Здоров
ли претендент)
Причины
увольнения _________________________
Почему
именно сейчас ________________________
(Можно
ли считать причины обоснованными, не
"летун" ли)
Сколько
времени получаете пособие по
безработице (для безработных) ______________
(Не утрачены ли профессиональные качества? Нет ли других не выявленных пока в собеседовании проблем с претендентом на должность)