3) ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТБОРОЧНЫХ СОБЕСЕДОВАНИЙ (ИНТЕРВЬЮ) С КАНДИДАТАМИ НА ДОЛЖНОСТЬ
В
набор методов и упражнении обычно
входят разбор деловых бумаг, «интервьюирование
наоборот», групповые обсуждения,
деловые игры, психологические и
другие тесты. По данным исследований
метод центров оценки дает хорошее
предсказание будущего успеха
работника в должности и имеет высокую
достоверность критериев.
Метод
разбора деловых бумаг
состоит в специальном подборе
служебных документов, отражающем
характер предстоящей повседневной
работы специалиста или руководителя.
По этим документам испытуемому
требуется подготовить ответ, принять
решение (либо отклонить его, либо
запросить дополнительную информацию).
Время на ознакомление и принятие
решения ограничено (обычно 20 либо 30
мин). Задания, содержащиеся в упражнении,
самым тщательным образом подобраны,
отредактированы и стандартизованы,
то есть допускают строгую
интерпретацию и количественную оценку.
В комплект документации входят наряду
с текстами упражнений и копиями «деловых
бумаг» для испытуемого также «правильные
решения» с комментариями (для
оценщиков). Необходимо применять
специально разработанные комплекты
документации, с большой полнотой
учитывающие все особенности
должности, на которую идет отбор.
Центр оценки должен располагать
достаточно большим набором
упражнений и регулярно их обновлять,
чтобы приспособить к новым условиям и
требованиям и чтобы исключить
возможность предварительного «обучения»
оцениваемых правильным ответам на
стандартные вопросы.
При
подборе на должности руководителей эффективен
метод «интервьюирование наоборот».
Упражнение состоит в следующем.
Испытуемому предлагают провести
подробные собеседования с
несколькими «кандидатами», чтобы
решить вопрос о приеме на работу. При
этом испытуемый и специалисты,
ведущие оценку и отбор, меняются
местами. Последние играют роль
претендента на вакантное место.
Испытуемый должен выявить в ходе
собеседования опыт, квалификацию,
черты характера претендента,
правильно оценить их совокупность и
сделать выбор — принять ли претендента
на вакантную должность.
В
ходе другого варианта собеседования
испытуемому следует обсудить
собственные деловые качества —
достоинства и недостатки, опыт, послужной
список, способности, карьерные
устремления.
Это
упражнение рассчитано на проверку способности
правильно оценивать и подбирать кадры
работников (как одной из важнейших
функций линейного руководителя), при
этом раскрываются навыки
межличностного общения испытуемого,
его способности к здравым
управленческим суждениям в ситуации,
приближенной к реальной. Оценивается
каждый из этих навыков (способностей)
отдельно и упражнение в целом. В роли
оценщиков выступают линейные
руководители.
В
ходе собеседования они получают
непосредственное личное впечатление
о способностях кандидата. Причем это
упражнение испытуемый повторяет с
различными руководителями, тем самым
повышается объективность оценок.
Психологические
тесты
позволяют судить о личностных
характеристиках претендента на должность,
его способностях, в том числе
способностях к усвоению знаний и к
приобретению недостающих навыков, а
не о наличии тех или иных навыков.
В
связи с усилением внимания,
обращаемого в центрах оценки, на
задачи обучения персонала, большое
значение получил
метод деловых игр. Набор
моделируемых ситуаций в игре
подбирается специально с учетом
оцениваемого контингента работников.