4)
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОРЯДКУ ПРИНЯТИЯ
РЕШЕНИЙ И ОФОРМЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ
ДОКУМЕНТОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ КАНДИДАТОВ
В
анализе данных об опыте работы
кандидатов могут быть полезны
следующие вопросы:
1.
Дал ли кандидату приобретенный им
опыт широкий взгляд на управленческие
проблемы, необходимый руководителю
высокого уровня?
2.
Каковы организации (с точки зрения
размера, сложности, организационных
связей и пр.), в которых работал
кандидат? Помогла ли предыдущая
работа развить административную
квалификацию (например, способность
координации, представительства,
формулирования политики), необходимую
для работы в должности, на которую он
рассматривается?
3.
Дал ли ему опыт возможность понять
значение планирования и
координирования деятельности в
работе руководителя?
4.
Приближался ли уровень
ответственности на прежних
должностях к необходимому в новой должности?
Прошел ли кандидат проверку такой ответственностью?
5.
Дал ли предыдущий опыт навыки
убеждения других лиц и получения их
поддержки? Есть ли опыт работы с типом
людей, с которыми ему придется иметь
дело по должности?
6.
Дает ли опыт основания предполагать
наличие гибкости и способности
своевременно отзываться на
необходимость изменений?
7.
Сравнить стандарты прежней работы с
точки зрения количества и качества
работы.
8.
Позволяет ли анализ причин изменения
места работы предположить, что
мотивации кандидата желательны для
организации?
9.
Дают ли опыт и подготовка кандидата
основания предположить, что он будет
отзываться на новые проблемы,
усваивать новые методы их решения?
Ответы
на эти вопросы должны быть получены
как в ходе анализа анкет, так и на
последующих этапах отбора.
По
итогам испытаний проводится
серьезное исследование. Бригада
оценщиков сопоставляет данные по
каждому кандидату, составляя
развернутую характеристику сильных и
слабых сторон каждого. По завершении
испытаний кандидатов вызывают на
встречу с психологом из центра оценки.
Он подробно излагает сначала
положительные аспекты, выявленные в
ходе оценки, далее негативные и, наконец,
дает общую оценку. Рекомендации по
использованию работника поступают в
направляющую организацию.
По
мнению инженера, проходившего оценку
в центре, групповые упражнения
недостаточно точно оценивали общий
потенциал, т.к. были «завязаны» на
знании специфических особенностей,
имеющих мало общего с работой
управляющего в промышленности.
Если
речь идет о внутренних центрах оценки,
обслуживающих потребности самой
фирмы, его деятельность практически
организует чаще всего один человек —
специалист кадровой службы, он же —
руководитель центра. В обязанности
руководителя центра оценки входит
подбор групп оцениваемых работников
и групп управляющих — оценщиков;
обеспечение последних методическими
материалами (прежде всего готовыми
тестами и упражнениями),
инструктирование и, возможно, участие
в процедурах оценки. Членом команды
оценщиков бывает также приглашаемый
корпорациями опытный консультант-психолог,
специалист по оценке и отбору
персонала.
По
данным «Найт Чэпмен», психолог должен
отвечать следующим требованиям:
иметь
высшую квалификационную степень в
области психологии, желательно со
специализацией по психологии
профессионального отбора;
иметь
не менее двух лет опыта работы в кадровых
службах промышленности или
торговле либо консультативной
деятельности;
хорошо
знать методы психометрии и проведения
собеседований — владеть навыками
внушения;
отличаться
высоким уровнем трудовой мотивации
и преданности организации;
уметь
работать одновременно по
нескольким проектам.
Центральная
фигура процедуры оценки — управляющий.
Опираясь на практический опыт работы,
ему легче судить о том, насколько
хорошо удовлетворяет работник
требованиям, предъявляемым к
управленческим должностям,
находящимся под его руководством.
В
ситуации, когда есть возможность
приобрести готовый набор стандартных
упражнений, требующих лишь небольшой
доводки применительно к условиям
деятельности фирмы, такую работу
могут выполнить совместно
руководитель центра, небольшая
группа психологов и руководители,
знающие требования к должности.
Заключение
центра оценки строится развернуто, с
подробным перечислением качеств
личности оцениваемого, характера,
продемонстрированных способностей,
степени готовности к занятию конкретной
должности, перспективности
последующего продвижения. В
большинстве случаев дается и
ситуационный анализ: определяется, к
какому стилю руководства тяготеет
сам испытуемый и при каком
руководителе он сможет работать с
наибольшей отдачей; к какого рода
задачам и управленческим функциям
проявляет склонность; недостатки, на
которые следует обратить особое
внимание, положительные качества.
На
обсуждение результатов и выработку
заключения руководители затрачивают
несколько дней по завершении
формальных испытаний.
Обычно
компании ограничивают участие любого
руководителя в работе центра 1-2 турами
в год (в общей сложности до двух недель
в году).
Важной
особенностью является конструктивный
характер составляемых на основе
оценок отчетов, содержащих
рекомендации на ряд лет по продвижению
испытуемых, повышению их квалификации
(в каких областях знаний или
практической деятельности и в каком
объеме), устранению выявленных
слабых мест в подготовке, в развитии
управленческих навыков и т.п.
Окончательное решение о назначении
принимает линейный руководитель,
которому центр направляет заключение.
(Это обычная практика. Наряду с ней в
отдельных случаях действует порядок,
когда результаты испытаний выдаются
на руки только самому испытуемому, и
он вправе поступать с ними так, как
считает нужным.)
К
преимуществам метода центра оценки
относят следующие:
базирование
на анализе содержания должности.
Поскольку метод центров оценки
использует имитацию
производственных ситуаций,
тщательный анализ содержания
должности позволяет включить
основные виды деятельности,
ответственности и задач, связанных
с занимаемой должностью;
использование
множественных имитаций
производственных ситуаций. От
участников требуется реальное
выполнение работы. Но в отличие от
метода наблюдений за работой в
процессе деятельности здесь от
испытуемого требуется комплексный
подход, сама производственная
ситуация приведена к стандартной
форме (то есть унифицирована,
предлагается нескольким участникам
единообразно). Например, тест,
предлагаемый машинисткам,
составлен обычно таким образом,
чтобы быть репрезентативным для
работ, выполняемых на данном
рабочем месте, но в тесте не
стремятся (в отличие от центров
оценки) к воссозданию других
параметров ситуации, таких как шум,
отвлекающие моменты и пр.,
стандартизация
означает, что каждый участник
испытывает те же ситуационные
воздействия (нагрузку) и имеет
равную возможность проявить свои
умения.
Метод
центров оценки характеризуется
достоверностью содержания тестов, то
есть они соответствуют содержанию
должности, на которую идет отбор.
Одновременно, и в этом отличие от
большинства других методов, такие
имитации обладают преимуществом «наглядности»,
то есть воспринимаются как
достоверные участниками, которые видят
связь теста с тем, что им придется
делать на работе.
Такая
имитация служит также хорошим средством
предварительного ознакомления с
работой. Участники могут сами
отказаться от претензий на занятие
должности, увидев, каких усилий,
знаний, ответственности она от них
потребует;
использование
множества обученных оценщиков. За
счет этого достигается надежность в
подходе к выведению балльных
оценок. Наблюдение, документальная
регистрация и оценка поведения испытуемых
являются главными навыками, которые
требуются от оценщиков. Последние
должны быть хорошо знакомы с
содержанием упражнений и лежащими
в их основе обоснованиями (постулатами),
знать навыки, которые оцениваются, и
уметь распознавать виды и типы
поведения, относящиеся к данным
навыкам, эффективное и
неэффективное исполнение.