Вопросы для экспертной оценки требований к кандидатам
(Источники: Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев. с англ. – СПб., Питер, 2004, с. 344-345; Мэйтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе: Пер. с англ.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996, с. 21-23)
А)
Схема А. Роджера («План семи точек»)
Параметры оценки | Вопросы |
1. Физическое состояние | Каким должен быть возраст кандидата, его пол, внешний вид, речь, здоровье, рост, вес? |
2. Достижения | Какая необходима квалификация, подготовка, предыдущий опыт, знания и умения? |
3. Общий интеллект | Насколько интеллектуально развитым должен быть кандидат? Это качество особенно важно, так как большинству работников нужно будет быстро обучаться, иметь хорошую память и здравый смысл. |
4. Способности | Должен ли кандидат иметь какие-либо особые навыки, способности необходимые для данной работы? Может быть, склонность к рисованию, артистические способности? |
5. Интересы | Будет ли полезным для кандидата иметь какие-либо особые спортивные, литературные или артистические интересы? |
6. Характер | Должен ли кандидат иметь какой-то особенный темперамент (быть очень общительным или, наоборот, молчаливым)? |
7. Условия | Должен ли кандидат жить в определенном районе, иметь телефон, водительские права, свой собственный транспорт? |
Б) Схема Д.Манро-Фрейзера
Параметры оценки | Вопросы |
1. Воздействие на других | Какими должны быть физические характеристики, внешность, речь и манеры? |
2. Приобретенная квалификация | Какая необходима квалификация, подготовка, предыдущий опыт, знания и умения? |
3. Врожденные способности | Необходимы ли природная сообразительность и способность к обучению? |
4. Мотивация | Какие цели должен ставить перед собой человек? Наблюдаются ли последовательность, решительность и успешность в их достижении? |
5. Адаптивность | Необходимы ли эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессу, способность ладить с людьми? |
Комментарий.
Из приведенных двух систем первая имеет более длительную историю. Её разработал в 50-х годах прошлого века психолог профессор Алек Роджер (Национальный институт промышленной психологии, Великобритания). Система Д.Монро-Фрейзера, в некоторой степени, проще, и она делает акцент на аспектах развития карьеры кандидата. Обе они могут служить основой для определения требований к кандидатам. Однако, в настоящее время все чаще используется подход, основанный на так называемых компетенциях.