МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОЛОГИИ МОТИВАЦИИ ТРУДА
(по Кибанову А.Я.)

Для определения типологии мотивации трудовой деятельности необходимо провести социологический опрос среди работников предприятия или подразделения и выявить ценностную ориентацию работника (коллектива), силу мотивации, направленность мотивации, направления совершенствования работы по стимулированию работников.

Для решения поставленных задач необходимо:
1. Проанализировать социальную структуру персонала:
2. Выявить отношение к труду
3. Определить тип, силу и направленность мотивации работников подразделения
4. Выявить направления работы по мотивации труда 

1. Анализ социальной структуры персонала:

• Выделяются возрастные группы и строятся гистограммы распределения. По данным гистограмм делается вывод о возрастной структуры подразделения.
• Все работники подразделения классифицируются по уровню образования, и строится гистограмма распределения.
• Аналогичным образом строится и анализируется гистограмма распределения работников по количеству лет стажа работы в выбранном структурном подразделении.
• На основании анализа всех построенных гистограмм студент делает вывод о социальной структуре персонала.

2. Выявление отношения к труду

Для выяснения отношения к труду представляет интерес степень удовлетворенности работой.

Для выяснения этого каждому работнику подразделения (респонденту) необходимо ответить на вопросы, приведенные в таблицах 1, 2 , 3.

Таблица 1 

Отношение к выполняемой работе в зависимости от возраста

Устраивает ли Вас Ваша работа Распределение работников по возрасту
до 30 лет до 40 лет до 50 лет свыше 50 лет
чел. % чел. % чел. % чел. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
• Работой вполне доволен                
• Скорее доволен, чем не доволен                
• Работа для меня безразлична                
• Скорее недоволен                
• Совершенно недоволен работой                
• Затрудняюсь сказать                
• ИТОГО                

Таблица 2

Отношение к выполняемой работе в зависимости от образования

Устраивает ли Вас Ваша работа Распределение работников по образованию
высшее среднее техническое среднее
чел. % чел. % чел. %
1 2 3 4 5 6 7
• Работой вполне доволен            
• Скорее доволен, чем не доволен            
• Работа для меня безразлична            
• Скорее недоволен            
• Совершенно недоволен работой            
• Затрудняюсь сказать            
• ИТОГО            

Таблица 3

Отношение к выполняемой работе в зависимости от стажа работы

Устраивает ли Вас Ваша работа Распределение работников по стажу работы
до 10 лет до 15 лет до 20 лет свыше 20 лет
чел. % чел. % чел. % чел. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
• Работой вполне доволен                
• Скорее доволен, чем не доволен                
• Работа для меня безразлична                
• Скорее недоволен                
• Совершенно недоволен работой                
• Затрудняюсь сказать                
• ИТОГО                

На основе анализа полученных результатов делается вывод о наибольшем влиянии на удовлетворенность работой социально-демографических факторов.

При оценке мотивации труда, особый интерес представляют данные о причинах, побуждающих работников работать сегодня.

Все респонденты должны ответить на вопрос "Что побуждает Вас работать сегодня?". Данные ответов должны быть оформлены в виде таблиц 4, 5, 6.

Таблица 4

Причины, побуждающие работать сегодня в зависимости от возраста

Причины, побуждающие работать Распределение работников по возрасту
до 30 лет до 40 лет до 50 лет свыше 50 лет
чел. % чел. % чел. % чел. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
• Занимаюсь любимым занятием                
• Дорабатываю до пенсии                
• На других предприятиях аналогичная ситуация                
• Работая, мы сможем изменить ситуацию                
• Пользуюсь социальными льготами                
• Работаю, пока не сократили                
• Работаю, но ищу лучший вариант                
• ИТОГО                

Таблица 5

Причины, побуждающие работать сегодня в зависимости от образования

Причины, побуждающие работать Распределение работников по образованию
высшее среднее техническое среднее
чел. % чел. % чел. %
1 2 3 4 5 6 7
• Занимаюсь любимым занятием            
• Дорабатываю до пенсии            
• На других предприятиях аналогичная ситуация            
• Работая, мы сможем изменить ситуацию            
• Пользуюсь социальными льготами            
• Работаю, пока не сократили            
• Работаю, но ищу лучший вариант            
• ИТОГО            

Таблица 6

Причины, побуждающие работать сегодня в зависимости от стажа работы

Причины, побуждающие работать Распределение работников по стажу работы
до 10 лет до 15 лет до 20 лет свыше 20 лет
чел. % чел. % чел. % чел. %
1 2 3 4 5 6 7 8 9
• Занимаюсь любимым занятием                
• Дорабатываю до пенсии                
• На других предприятиях аналогичная ситуация                
• Работая, мы сможем изменить ситуацию                
• Пользуюсь социальными льготами                
• Работаю, пока не сократили                
• Работаю, но ищу лучший вариант                
• ИТОГО                

3. Определение типа, силы и направленности мотивации работников подразделения

Используя вопросы приведенной анкеты, необходимо определить тип, силу и направленность мотивации работников выбранного структурного подразделения. Для этого данная анкета должна быть заполнена работниками подразделения (не более 10 человек). Далее необходимо рассчитать средние баллы по каждому вопросу по респондентам и в целом по подразделению. Сравнить ответы по левой и правой стороне с ранжированием значимости для коллектива.
Анкета исследования мотивации трудовой деятельности работников (табл. 7).

Таблица 7

Фрагменты анкеты для исследования мотивации труда

С этой стороны отмечаем ВАЖНОСТЬ ДЛЯ ВАС этих требований С этой стороны отмечаем ВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ
Совсем не важно Важно Очень важно Вопросы Пол- ностью Час- тично Не по- зволяет
1 2 3 48. Хороший заработок 3 2 1
1 2 3 49. Работа должна оставлять время и силы, чтобы пользоваться всем, что дает жизнь 3 2 1
1 2 3 50. Интересная работа, доставляющая удовольствие 3 2 1
1 2 3 51. Возможность продвижения по службе 3 2 1
1 2 3 52. Возможность приносить пользу людям 3 2 1
1 2 3 53. Возможность получить жилье, устроить ребенка в садик, получить путевку 3 2 1
1 2 3 54. Возможность выполнить свой долг перед обществом, делать то, что необходимо 3 2 1
1 2 3 55. Возможность повышать квалификацию, пополнять 3 2 1
1 2 3 56. Возможность выпускать продукцию, пользующуюся спросом 3 2 1
1 2 3 57. Возможность заслуживать уважение окружающих 3 2 1
1 2 3 58. Возможность обеспечить достаток в доме, приобретать что захочется 3 2 1
1 2 3

59. Возможность общения с людьми 

3 2 1
1 2 3

60. Возможность применить свои знания и способности

3 2 1
1 2 3 61. Быть самостоятельным в работе, решать самому, что и как делать 3 2 1

В каждой строке анкеты, справа и слева необходимо сделать по одной отметке.

Тип, сила и направленность мотивации каждого респондента определяются по следующим правилам (левая часть анкеты):

1. Все вопросы, включенные в анкету, разбиваются на 4 подгруппы, каждая из которых включает определенный перечень вопросов и дает представление об идеальной работе, как работе, направленной в первую очередь на:
• Содержание работы (вопросы 50, 55, 60, 61).
• Общественную полезность (вопросы 52, 54, 56).
• Оплату труда (вопросы 48, 53, 58).
• Статус работника (вопросы 51, 57, 59).
• В этот перечень не включен ответ на вопрос 49, который является антимотивационным и означает отсутствие трудовой мотивации.

2. Эти подгруппы объединяются в две группы, первая из которых включает 1 и 2 подгруппы, а вторая включает 3 и 4 подгруппы.

3. По каждой группе рассчитывается среднее количество баллов для каждого респондента, как среднеарифметическое.

4. Если рассчитанный средний балл:
• по первой группе выше среднего балла по второй группе, то у респондента 1 тип мотивации;
• по первой группе ниже среднего балла по второй группе, то у респондента 3 тип мотивации;
• при равном количестве баллов в группах 2 тип мотивации.

5. Результат опроса, распределение вопросов по подгруппам и средний балл по группам у каждого респондента студентом должны быть представлены в виде таблице 8.

Таблица 8 

Итоговые данные расчета среднего балла респондентов по группам мотивации

№ ре- спон- дента 1 подгруппа 2 подгруппа Сред- ний балл 3 подгруппа 4 подгруппа Сред- ний балл Ответ на вопрос № 49
50 55 60 61 52 54 56 48 53 58 51 57 59
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

6. При подсчете среднего балла по каждому респонденту необходимо с суммировать баллы по всем вопросам, перечисленным в анкете, а затем вычесть ответ на вопрос 49 (как антимотивационный), а затем разделить на общее количество вопросов в этом блоке.

7. На основе среднего количества баллов производится классификация респондентов по силе мотивации и направленности мотивации.

8. По силе мотивации:
• Если средний балл находится в диапазоне от 3 до 2.4 включительно, то это сильная мотивация.
• Если средний балл находится в диапазоне от 2.39 до 1.6 включительно, то это средняя мотивация.
• Если средний балл находится в диапазоне от 1.59 до 1, то это слабая мотивация.

9. По направленности мотивы классифицируются на:
• Мотивы достижения (если средний балл превышает 2.5).
• Мотивы сохранения (если средний балл находится в диапазоне 1.5-2.5).
• Отсутствие мотивации вообще (если средний балл не превышает 1.5).

10. Далее все полученные результаты по всем признакам респондентов классифицируются в таблице 9.

Таблица 9 

Результирующая таблица

№ респондента Средний балл по группе Тип мотивации Средний балл по респонденту Сила мотивации Направленность мотивации
1 2 3 4 5 6
           

11. На основании проведенного анализа делаются выводы о типе, силе и направленности мотивации в структурном подразделении.

4. Выявление направления работы по мотивации труда 

4.1. На основании проведенного анализа студентом проводится сравнительный анализ ответов по левой и правой стороне анкеты, с ранжированием по значимости для коллектива (табл. 10).

Таблица 10

Определение силы требований и возможности их удовлетворения с ранжированием по значимости

Требования (по данным анкеты) Ранг важности требования Ранг возможности удовлетворения Отклонение
1 2 3 4
       

4.2. В случае, если значение требований для вас наиболее важны, вы присваиваете этому требованию ранг 1 и т.д. в зависимости от важности. Менее значимому требованию Вы присваиваете более низкий ранг. Аналогичным способом ранжируется возможность удовлетворения требований.

4.3. Далее определяются отклонения между значимостью и возможностью удовлетворения требований. Так, например, если значимость определенного требования равна 1, а возможность его удовлетворения 10, то отклонение составит 9.

4.4. Затем из всех полученных отклонений выбираются 5 с наибольшей разностью.

4.5. На основании данного анализа разрабатываются направления работы по мотивации труда в подразделении (разрабатывается программа мотивации по удовлетворению выявленных потребностей).

Источник: Касьяненко О.А., Мельникова М.Н., Потемкин В.К., Спивак В.А. Слободской А.Л. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф., чл-кор. РАЕН В.К.Потемкина. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2003, с. 92-99.