Ситуация 1.

РАБОТА В ГРУППАХ 
(рассказ начальника отдела) 

Совместная работа может иметь разную степень эффективности. Один из моих студентов-заочников поделился опытом, который коротко изложен ниже. 

"Мне часто приходилось работать в составе групп, так как когда начальник находил проблему, он считал, что эта проблема может быть решена общими усилиями всех начальников отделов. В некоторых случаях, разочарование от отсутствия прогресса чувствовалось уже через несколько минут после начала совещания, и само это становилось серьезной проблемой. В целом, попытки создания рабочей группы были серьезно скомпрометированы непониманием составляющих эффективности работы группы. 

В сущности, если группе, собранной из разных людей дают проблему для совместного решения, это редко приводит к отличным результатом. 

В составе группы всегда находятся люди, которые видят для себя мало пользы (или не видят никакой пользы) в участии в работе такой группы. Они могут считать, что проблема, решаемая группой, не входит в их обязанности или считают эту проблему неприоритетной и считают, что не должны тратить время на ее решение. Они пытаются максимально ограничить свое участие. 

Другие члены группы видят их попытки избежать участия и поэтому их лояльность по отношению к работе группы также снижается. 

Вскоре усилия направленные на обеспечение работы группы (чтобы группа могла работать) перевешивают реальный результат работы группы. Вследствие всеобщего психологического истощения, группа распадается, до того момента, пока она не собирается снова для решения следующей проблемы 

В противовес вышеописанному, я привел бы ситуацию, когда мой работодатель решил приобрести систему компьютерного бухгалтерского учета. Это было очень серьезной покупкой, требующей подготовки всесторонней заявки на предложение, оценки продукции претендентов и соответствующих знаний. 

В данном случае, группа, отвечающая за подготовку проекта предложения, была небольшой и практически ограничивалась специалистами, пользующимися системой, и независимыми консультантами. Все участники имели заинтересованность в выборе самого подходящего продукта и в том, чтобы переход со старой системы на новую прошел как можно более плавно. 

Кроме этого, группа располагала достаточным временем для выполнения своей задачи, включая просмотр демо-версий предлагаемых программных продуктов. 

В противовес первому примеру, группа с готовностью приняла на себя ответственность за различные аспекты проекта и последовательно и вовремя выполнила свою задачу. Предложение было профессионально подготовлено, а знания и поведение членов группы позволило хорошо изучить новую систему." 

Задание. 

  1. Сформулируйте, что отличает две описанные выше группы; 
  2. Основываясь на приведенных примерах и собственном опыте групповой работы, сформулируйте условия высокой эффективности работы в группах.

Составитель: Д.П.Соловьев на основе Hiring and Retaining Employees