"ВОСПРИИМЧИВОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ К ИЗМЕНЕНИЯМ"

Исходные данные

Кузнецова Т.А. является специалистом по управле­нию персоналом и работает в консультационной фирме, которая извест­на использованием новых методов управления человеческими ресурсами. Ее и еще несколько сотрудников из консультационной фирмы пригласили в качестве экспертов на предприятие "Станки", которое занимается производством агрегатных станков.

На предприятии работает около 4000 работников. Предприятие стало испытывать в последнее время серьезные трудности с производством и реализацией станков, что объясняется падением спроса на продукцию. К тому же переход к рыночным отношениям привел к нестабильности в экономике страны, к разрыву долговременных связей с партнерами, что также не могло не сказаться на деятельности "Станков". Открытие эко­номики внешнему миру привело к появлению зарубежных конкурентов на данном рынке, хотя до этого "Станки" занимали ведущее место среди производителей в своей области.

Структура управления предприятием была довольно сложной и цен­трализованной. Все работы, связанные с управлением, были строго рег­ламентированы, каждый выполнял свои четко определенные функции.

Директор предприятия Токарев А.Н. - человек старой закалки, пола­гающий, что инициативу надо проявлять, но до определенного предела и определенного уровня управления. Он старался быть в курсе всех дел и принимать участие во всех направлениях деятельности предприятия. Но времени для этого постоянно не хватало, а хватало только на текущие дела. Это не позволяло директору активно работать на перспективу, оп­ределять стратегию развития предприятия. Делегировать ряд полномочий он был не готов.

Все вышеперечисленные проблемы привели к постепенному сниже­нию объемов производства на 30%, что поставило предприятие в пред­кризисное состояние.

Снижение объемов производства вызвало недоиспользование трудового потенциала работников. В связи с этим возникла потребность в со­кращении персонала предприятия.

Изучая обстановку в течение трех недель, эксперт Кузнецова Т.А. и ее команда пытались определить систему управления персоналом.

Результатом ее исследования явились следующие выводы:

Во время неоднократных бесед с руководителями предприятия "Станки" Кузнецова Т.А. пыталась доказать необходимость изменений в пер­вую очередь в области маркетинга и управления персоналом, однако поддержки со стороны директора не получила, хотя молодой перспек­тивный руководитель службы маркетинга Бубнов А.Н. пытался выдви­нуть свою программу выхода из этой ситуации.

Руководитель службы управления персоналом Тихонова Н.И., специалист из команды директора, проработавшая с ним около 20 лет, не поддержала Кузнецову Т.А. и предложила оставить все как есть, сохранял команду и объясняя причину нестабильной ситуации трудностями пере­хода к рынку.

Поговорив с некоторыми ведущими специалистами на предприятии, Кузнецова Т.А. получила похожий совет "не ввязываться в безнадежное дело". 

Постановка задачи:

Методические указания.

Изменения или перемены — вопрос, касаю­щийся всех организаций. В поисках средств повышения эффективности, производительности руководство организаций проводит огромную рабо­ту, проверяя и внедряя различные организационные изменения.

Более того, быстрая реакция на изменения в организациях становится дополнительным фактором конкурентной борьбы. Те организации, которым удается своевременно и правильно реагировать на изменения, захватывают лидирующие позиции, то есть высокий уровень эффективного производства лидеров объясняется скорее их чуткой реакцией на изменения, чем просто способностью совершенствовать технологию производства.

Общую модель восприимчивости организаций к изменениям можно пред­ставить следующим образом:

 В = f(Л,С,О), где

В - восприимчивость организации к изменениям;

Л - личностно-психологические характеристики членов организации;

С - характеристики организационной структуры (структурные переменные);

О - характеристики внешнего окружения и межорганизационных связей.

Личностно-психологические переменные помогают оценить инновацион­ный потенциал, психологическую готовность персонала, адекватность сло­жившихся процедур принятия решений появившемуся изменению. К личностно-психологическим переменным можно отнести характеристики руко­водителей и членов организации, их профессионализм, уровень образова­ния, осведомленность об изменении и желание использовать изменение, склонность к риску, заинтересованность в служебном росте и т. д.

К структурным переданным относят в первую очередь размер организа­ции и величину резервных ресурсов, а также ее организационную структу­ру. Организационная структура характеризуется сложностью, централизацией, регламентацией работ, развитостью коммуникационных каналов, организационным климатом, межорганизационной интеграцией.

К внешним переменным относятся нестабильность и неопределенность внешнего окружения, изменения в спросе на продукцию, межорганиза­ционная кооперация, уровень конкуренции, региональные характеристи­ки, положение среди конкурентов.

Очевидно, что в действительности невозможно оказывать значительное влияние на внешние переменные или постоянно менять структуру организа­ции. Поэтому более обоснованным представляется изменение поведения пер­сонала, направленное на применение методов организационного развития.

Методы для успешного проведения изменений в организации:

Описание хода решения ситуации

1. Студенты делятся на подгруппы (в зависимости от численности), каждая из которых представляет группу экспертов из консультационного агентства и разрабатывает план выявления и диагностики всех измене­ний, которые произошли и которые будут необходимы для стабилизации положения на предприятии "Станки".

2. Каждая подгруппа выявляет переменные, которые определяют восприимчивость предприятия "Станки" к изменениям, и определяют степень влияния этих переменных по табл.

Таблица

Определение влияния переменных на восприимчивость организации к изменениям

 

№ п/п

Наименование переменных, влияющих на восприимчивость организации

Оценка влияния фактора (1 - очень слабое, 10 - очень сильное)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Личностные переменные

                   

2.

Структурные переменные

                   

3.

Характеристика внешнего окружения

                   

 

3. Каждая подгруппа разрабатывает план мероприятий по успешному внедрению необходимых изменений на предприятии.

4. Обсуждение результатов работы подгрупп в группе и выявление наилучшего варианта решения деловой ситуации.

Источник: Управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я.Кибанова и Л.В.Ивановской. - М.: «Издательство ПРИОР», 1999.