Ситуация 9. 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ 

Источник: Деловое администрирование / Под общей редакцией О. А. Страховой. - СПб: Питер, 2001. 

Фирма производит и поставляет в торговые организации стабилизаторы напряжения для электронной техники (телевизоры, компьютеры и т. п.). Доставка продукции производится фирмой по заявкам клиентов. Часть клиентов работает по предварительным заказам, и поставка осуществляется по заранее согласованному графику. Остальным клиентам отгрузка осуществляется в оперативном режиме. При этом критичным показателем является срок выполнения оперативной заявки. 

Существуют значительные сезонные колебания в объемах продаж и соответственно поставок. Летом наблюдается спад на 30-40% от среднемесячного уровня продаж, в октябре-ноябре - пик поставок, превышающий среднемесячный уровень на 25-30%. Таким образом, минимальная и максимальная месячные нагрузки могут отличаться в 2 раза. 

Для доставки продукции используется собственный автомобильный транспорт, который обслуживается бригадой из 10 водителей, за каждым из которых закреплен определенный грузовой автомобиль. Все водители имеют большой опыт и высокую профессиональную квалификацию. Зарплата у водителей постоянная (оклад) и составляет 2000-2400 рублей в зависимости от стажа работы на предприятии. Доставка продукции иногородним клиентам рассматривается как командировка, если длительность рейса больше одного рабочего дня. При поездках в командировку оплачивается гостиница (по счету, но не более 270 руб./сутки) и выплачиваются суточные из расчета 55 руб./ день. 

Проблема 

Работа транспортного отдела не удовлетворяет руководство фирмы. У водителей случаются прогулы, очень много времени водители тратят на ремонт и техническое обслуживание автомобилей. При отгрузке заказов иногородним клиентам возникают трудности с направлением водителей в командировки. Водители отказываются ехать под любыми благовидными предлогами. Попытки установить очередность командировок приводят к конфликтам, поскольку, по мнению водителей, при установлении очереди не учитывается общая загруженность. Поэтому каждый раз приходится действовать либо уговорами, либо административными мерами. Много трудностей также при выполнении оперативных заявок. Часто оказывается, что поступает заявка от клиента, а ни одной свободной машины нет. Кто-то из водителей на больничном, кто-то в отгуле после командировки, у кого-то машина в ремонте, и т. д. Если в момент поступления заявки есть несколько свободных машин, обязательно возникают споры, кто именно должен ехать. 

Все это создает много трудностей для руководителя транспортного отдела. Попытки решить проблему чисто административными мерами не принесли успеха. Во-первых, это привело к необходимости сделать более строгим учет загрузки водителей, что потребовало ввести специальную должность. Во-вторых, все учетные сведения подвергаются водителями сомнению и принятые меры не исключают возникновения конфликтов и недоразумений. 

Задание

Разработайте систему оплаты труда водителей, которая бы исключала необходимость постоянного административного вмешательства и обеспечивала заинтересованность водителей в выполнении требований руководства фирмы.