Ситуация 12. 

«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ДИРЕКТОРОМ …» 

Источник: Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организа­ции». Модуль 16. — М.: ИНФРА-М, 2000.- 288с.

Введение 

Компания «А" - крупный немецкий производитель бумаги и картона. Основное производство сосредоточено в Германии и Англии. Компания "А» является од­ним из самых известных производителей в Европе в данной области.

С 1995 г. компания открыла представительство в России. Основная цель офи­са заключалась в осуществлении продаж в Северо-Западном регионе России. Продукция компании бесспорно выигрывала в сравнении с российской. К кон­цу 1996 г. в представительстве работали 15 человек, финансовый отдел со­стоял из трех человек - финансового контролера и двух бухгалтеров.

В 1996 г. торговый оборот компании вырос в 5 раз. Этот факт, а также прогно­зы роста спроса на продукцию на российском рынке подтолкнули компанию к решению о приобретении контрольного пакета акций одной из крупнейших российских бумажных фабрик «Б». Такое решение было также вызвано благо­приятным инвестиционным климатом.

Для достижения высокого качества продукции фабрики компания «А» заплани­ровала глобальные замены в руководстве фабрики АБ или обучение существу­ющего руководства. Решения относительно замены или обучения принима­лись на уровне отдела персонала головного офиса компании «А».

Здесь следует прояснить ситуацию, возникшую к этому моменту в финансо­вом отделе компании. Первоначально было решено, что финансовый контро­лер представительства возьмет на себя дополнительные обязанности финан­сового отдела фабрики. Однако для достижения максимальной эффективности в работе с персоналом финансового отдела компания требовала от менедже­ра отдела не только глубоких знаний в области финансового отчета, анализа финансовой информации и управления финансами, но и умения и наличия опыта работы с людьми.

Руководителем финансового отдела на фабрике была женщина, главный бух­галтер, негибкий и в целом недалекий человек. Разумеется, она отлично раз­биралась в таких вопросах, как российское налогообложение, но, к сожалению, ровным счетом ничего не смыслила в западных подходах к подобным вопро­сам. Кроме того, ее познания в английском языке были весьма скромными.

После внимательного изучения личности финансового контролера представи­тельства менеджер по персоналу компании «А» порекомендовал нанять на должность главы финансового отдела более опытного руководителя. Предпо­лагалось, что компании необходим человек со знанием системы западных финансов, свободно владеющий английским, который, помимо всего прочего, смог бы ввести на фабрике новую компьютерную систему управления.

Нужно сказать, что в основном компания придерживалась политики обучения существующего персонала и использования внутреннего потенциала фирмы, но в данном случае времени на обучение не было, и в конце концов было принято решение о найме финансового директора со стороны. Было также решено сделать это через агентство по набору персонала.

Список требований к кандидату и описание обязанностей были подготовлены менеджером по персоналу и приводятся ниже.

Название должности: финансовый директор

Подчиняется: Директору компании

Обязанности: Руководство финансовым отделом компании и управление финансами

Функции:

• руководство финансовым отделом компании «АБ»;

• составление отчетов в головной офис фирмы;

• планирование и проведение финансовых операций;

• аудит и составление отчетов по текущим операциям;

• сбор, оценка и предоставление информации об изменениях в налогооб­ложении и финансовом регулировании в России;

• поддержание связей с банками, аудиторами и финансовым отделом головного офиса;

• финансовое планирование и бюджет.

Необходимые знания и навыки:

• свободное владение английским языком;

• глубокое знание системы GAAP;

' знание российской системы налогообложения и финансов;

• хорошее знание западных компьютерных систем управления;

• навыки общения.

Образование и опыт:

• высшее образование;

• не менее двух лет работы в подобной должности.

Планировалось, что поиск и отбор персонала будет проводить менеджер по персоналу при сотрудничестве с одним из агентств по подбору персонала. В ходе отбора было выделено три кандидата. Результаты интервью с ними были подготовлены директором по персоналу. 

Отчет 1 

Личная информация:

Имя: Никита Мозев

Возраст: 32 года

Семейное положение: женат, двое детей

Образование:

1984-1990 гг. Санкт-Петербургский Институт Экономики и Финансов

Пройденные курсы:

1995 г. Бизнес-школа Манчестерского Университета, курс "Финансы корпорации».

1993 г. Ассоциация оценщиков. Санкт-Петербург, курс оценки деятельности

Иностранные языки:

Английский - владею свободно, Немецкий - рабочий уровень владения

Компьютерные навыки:

Microsoft Office, отчетная система GRS, программное обеспечение

Опыт работы:

1995 г. - до настоящего времени Завод Mars Choko Ltd., финансовый контролер.

1995 г. Два месяца работы в финансовом отделе головного офиса компании Mars Choko.

1992-1995 гг. Компания M-Best Ltd., главный бухгалтер/финансовый менеджер.

1990 - 1992 гг. Завод Modern Ltd., заместитель главного бухгалтера

Предполагаемая зарплата: 2000 дол.

 

Комментарии к отчету 1

 

Образование. Никита родился в 1964 г. в Новосибирске в семье рабочих. Его мать работала заместителем директора продовольственного магазина, а отец - на заводе. Он закончил математическую школу при Академии наук в Новосибир­ске и два года работал в области строительства. В 1984 г. он поступил в Санкт-петербургский Институт Экономики и Финансов. По его словам, он выбрал этот институт, так как со школьного возраста интересовался экономикой.

Modern Ltd. В 1990 г. по окончании института у него был большой выбор рабо­ты, и он решил занять должность главного бухгалтера в компании Modern Ltd. Там он отвечал за составление отчетов по финансовым операциям. В то время компьютерной системы бухгалтерского учета еще не существовало, и вместе с техническим отделом Никита разработал программу для бухгалтерии на основе Excel. Он также прошел курс по оценке бизнеса. Знания, полученные в ходе этого курса, оправдали себя во время оценки деятельности компаний, работа­ющих в той же области.

M-Best Ltd. Никита ушел из компании из-за того, что у него не сложились отношения с новыми владельцами фирмы, и занял должность главного бухгал­тера в издательской фирме M-Best Ltd. Его основной деятельностью был фи­нансовый учет.

Завод Mars Choco Ltd. В 1995 г. Никита был приглашен в качестве финансово­го контролера на совместное предприятие Mars Choko. Он пришел в компанию, когда она только что была создана. В его обязанности входило введение систе­мы управления, финансовое планирование, бюджетирование и обучение персо­нала. В течение двух месяцев он проходил стажировку в головном офисе компа­нии. Там он получил знания в области финансового управления, стандартов GAAP и научился пользоваться программой составления отчетов GRS. После этого он занялся составлением отчетов по стандартам GAAP для головного офиса. В его обязанности вошло бюджетное прогнозирование и обучение главного бухгалте­ра, а также всего персонала бухгалтерии. К лету 1996 г. завод заработал на полную мощь и, по словам Никиты, работа приобрела рутинный характер.

Интерес. Никита сказал, что настало время подумать о будущем. Причина, по которой он хочет уйти со своей работы, это - ее монотонность. С ним очень приятно разговаривать, у него хорошее чувство юмора. Ему бы хотелось полу­чить место в компании «АБ», если перед ним поставят конкретную задачу.

Первое впечатление. Никита производит впечатление спокойного, уравнове­шенного и честного человека. У него очень большой опыт и хорошее образо­вание, а этого достаточно для карьерного роста. Интересная и перспективная работа является целью его жизни. Никита - очень ответственный человек. Несмотря на огромное количество предложений, поступавших ему во время работы на заводе Mars Choco, он не ушел из компании, так как должен был закончить начатый проект.

 

Отчет 2

 

Личная информация:

Имя: Елена Земова

Возраст: 26 лет

Семейное положение: незамужем

Образование:

1995 г. - до настоящего времени Стокгольмский Университет, Институт ком­пьютерного управления, программа магистра.

1989-1994 гг. Санкт-Петербургский Государственный Технический Университет

Иностранные языки:

Английский - рабочий

Компьютерные навыки:

Windows 98, Microsoft Office, система Sun

Опыт работы:

1995-1996 гг. Valdo АО, торговая компания, финансовый контролер.

1994-1995 гг. Credo-C Ltd., российско-американское совместное пред­приятие, финансовый контролер.

1992-1995 гг. Credo-C Ltd., российско-американское совместное пред­приятие, финансовый аналитик

Предполагаемая зарплата: 1700 дол.

 

Комментарии к отчету 2

 

Образование. В 1989 г. в Ленинграде Елена закончила школу № 149 с углуб­ленным изучением английского языка. Ее отец является владельцем компании по ремонту телефонных линий, а мать - профессор Института Экономики и финансов. Мать хотела, чтобы дочь последовала ее примеру в построении своей карьеры. Так как Елена интересовалась точными науками и экономикой, она решила поступить на экономическое отделение Санкт-Петербургского Го­сударственного Технического Университета (бывшего Технического институ­та). В 1994 г. она получила диплом инженера-экономиста.

Credo-C Ltd. Когда Елена училась на последнем курсе, она решила совмес­тить учебу с работой в компании Credo-C Ltd. в качестве финансового анали­тика. Компания разрабатывала и продавала компьютерные программы для про­мышленности. Елена занималась анализом издержек, а также созданием налоговой политики компании. В 1995 г. ее повысили до должности финансо­вого контролера, и теперь она руководила бухгалтерией компании. У нее было трое подчиненных и ей было поручено переведение балансовых отчетов и отчетов о доходах в стандарт GAAP.

АО Valdo. В 1995 г. Елена перешла в крупную торговую компанию Valdo Ltd. на должность финансового контролера. Одновременно она поступила в Стокголь­мский Университет. Причиной дополнительного обучения стала нехватка зна­ний в области финансов и управления. В ее обязанности входило управление финансами (в стандарте GAAP), подго­товка отчетов, анализ издержек, прогнозы по движению финансов, подготовка бюджета. Обязанностью Елены было поддержание отношений с банками, а также с консультантами по налоговым и юридическим вопросам.

Интерес. Елена заинтересована в получении работы в компании «АБ». Она была очень довольна своим местом в АО Valdo, однако после смены владель­ца возникли трудности в отношениях с новыми владельцами. Кроме того, по словам Елены, развитие компании не обещает быть динамичным.

Первое впечатление. Елена производит впечатление очень опытного челове­ка, несмотря на свой возраст. Она аккуратная, интеллигентная и открытая. Во время интервью Елена продемонстрировала хорошо развитые навыки обще­ния. Ей хотелось бы продолжить свое обучение в Стокгольме, так как получен­ные знания помогут ей стать одним из лучших специалистов в этой области.

 

Отчет 3

 

Личная информация:

Имя: Иван Солонин Возраст: 31 год

Семейное положение: холост

Образование:

1993-1994 гг. ЛЭТИ - Лованиум, Международная Школа Менеджмента, Санкт-Петербург, программа МВА.

1983-1989 гг. Институт Новых Технологий, Ленинград

Иностранные языки:

Английский - владею свободно

Компьютерные навыки:

Excel, Word for Windows, российская система бухгалтерии, Scala

Опыт работы:

1995-1996 гг.            General Logistic, АО «Домиан», фармацевтическая компания,             финансовый контролер.

1994-1995 гг.            General Logistic, АО «Домиан", фармацевтическая компа­ния, главный бухгалтер.

1991-1993 гг.            Pole Star Ltd., инвестиционная компания, финансовый директор.

1989-1991 гг.            АО «Монолит», торговая компания, инженер

Предполагаемая зарплата: 2000 дол.

 

Комментарии к отчету 3

 

Образование. Иван закончил школу № 327 с углубленным изучением англий­ского языка. После школы он долго не мог определиться в выборе профессии. Иван интересовался точными науками и техникой, поэтому его родители посо­ветовали ему поступить в Институт Новых Технологий.

АО «Монолит». В 1989 г. Иван начал карьеру в торговой компании АО «Моно­лит» инженером. Он занимался установкой компьютерной программы для ана­лиза экономической информации. Процедура установки требовала глубоких знаний в области экономики и бухучета. Полностью погрузившись в этот про­ект, Иван понял, что финансы могут стать интересным и перспективным для него делом.

Pole-Star Ltd. В 1996 г. Иван перешел в компанию Pole-Star Ltd. на должность менеджера по финансам. Иван занялся финансовым анализом инвестицион­ных проектов, которые включали в себя оценку деятельности. Он вел открытые проекты и оценивал финансовую среду текущего проекта. В 1993 г. он ушел с этой должности для того, чтобы пройти обучение в Международной бизнес-школе ЛЭТИ-Лованиум. В его дипломном проекте рассматривалось развитие лизинга в России. Он успешно сдал экзамены по маркетингу, финансам, фи­нансовому менеджменту и логистике. По окончании ему присвоили степень Магистра менеджмента.

General Logistic, АО «Домиан». По окончании Школы Менеджмента Иван стал интересоваться управлением финансами. Именно поэтому он принял предло­жение фармацевтической компании General Logistic АО «Домиан». Иван занял должность главного бухгалтера. Он подчинялся финансовому директору и за­нимался мониторингом кассовых операций. Иван помогал финансовому ди­ректору в вопросах кредитования, foreign exchange and interest financial instruments. Другой областью его деятельности был мониторинг текущих accounting transactions в компьютерной системе Scala в двух системах учета.

Интерес. Иван очень сильно заинтересован в получении позиции в компании «АБ» и в дальнейшем продвижении своей карьеры. Причиной его ухода из пре­дыдущей компании, по его словам, стало расхождение его взглядов с полити­кой компании и отсутствие возможности развития карьеры.

Первое впечатление. Иван очень вежливый и внимательный. Он образован и, кажется, в состоянии успешно строить свою карьеру. Он работоспособный и готов к самосовершенствованию. Вместе с тем, он кажется немного само­уверенным, хотя, несомненно, является профессиональным и энергичным работником.

 

Вопросы:

Если бы Вы были директором компании «АБ», кого из кандидатов Вы бы выбрали?

Почему?