Ситуация: Выбор учебного заведения

Цель выбора учебного заведения

В ООО «Нефтедобыча» г. Нижневартовска Тюменской области руководство решило направить пятерых сотрудников службы персонала на обучение способам и методам формирования кадрового резерва с тем, чтобы в дальнейшем осуществить эту идею. Данные специалисты уже проводили деловую оценку и имели общее представление о работе с кадровым резервом. Кроме того, начальство определило жесткие сроки для его создания, поэтому руководитель HR-службы решил направить подчиненных на открытые курсы повышения квалификации в иногородний учебный центр, а не обращаться за консультациями к бизнес-тренерам или в учебные центры города.

Из собственной базы учебных центров ООО «Нефтедобыча», составленной на основе таких источников информации, как интернет, специальная периодическая литература (профессиональные журналы, публикующие планы-графики проведения семинаров по повышению квалификации), рассылки учебных центров, отзывы и предложения работников предприятия, руководитель выбрала четыре учебных заведения Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени и Новосибирска. Все они имеют программы обучения по данной тематике, рассчитанные на пять рабочих дней (40 часов), что было удобно для указанных специалистов. Учебный центр Санкт-Петербурга предложил два варианта проведения обучения - у себя и с выездом преподавателя в Нижневартовск. Другие заведения услугу проведения обучения на территории заказчика в необходимые для предприятия сроки не смогли предоставить.

Стоимость обучения

Для определения наиболее подходящего из учебных центров прежде всего была составлена их сравнительная таблица с указанием расходов предприятия на обучение (см. табл. 1).

Таблица 1. Расходы на обучение пяти сотрудников в разных учебных заведениях

Критерии Варианты
Учебное заведение 1 (СПб) Учебное заведение 1 (СПб; выезд преподавателя) Учебное заведение 2 (Москва) Учебное заведение 3 (Тюмень) Учебное заведение 4 (Новосибирск)
Стоимость обучения по договору (в том числе расходы на проживание преподавателя при выезде к заказчику), руб. 100000 142500 195000 60000 100000
Другие расходы, всего, руб. 132000 0 212000 119000 119000
в том числе:          
а) транспортные расходы (оплата билетов), руб. 83000 0 100000 70000 70000
б) накладные расходы (проживание, суточные), руб. 49000 0 112000 49000 49000
Реальная стоимость обучения для предприятия, руб. 232000 142500 407000 179000 219000

Для окончательного выбора руководитель сравнила качество обучения сотрудников для компании (с накладными и транспортными расходами) по всем пяти вариантам.

Качество обучения

Качество обучения в ООО «Нефтедобыча» оценивается по семи показателям. Обучившийся работник заполняет оценочный лист, в котором по каждому из них выставляет баллы - от 1 до 4, опираясь на критерии оценки результатов обучения (см. табл. 2).

Таблица 2. Критерии оценки результатов обучения

Показатель Оценки
1 балл (неудовлетворительно) 2 балла (удовлетворительно) 3 балла (хорошо) 4 балла (превосходно)
1. Соответствие содержания обучающих материалов (лекций, презентаций, деловых игр) заявленной теме Тема была изменена Частично дана заявленная тема, частично - смежная с ней тема В основном дана заявленная тема Полное соответствие заявленной темы содержанию обучающих материалов
2. Соответствие материала специфике отрасли компании (для профессионального обучения) Материал не привязан к определенной отрасли В основном материал не привязан к отрасли; было дано несколько примеров, соответствующих специфике отрасли Материал частично соответствует специфике отрасли; были даны примеры, соответствующие специфике отрасли Материал соответствует специфике отрасли; дано много соответствующих практических примеров
3. Новизна знаний Практически весь материал мне известен Большая часть данной информации до этого была мне неизвестна Большая часть информации до этого была мне неизвестна; даны новые полезные знания, технологии Даны новые полезные знания, технологии; новые идеи можно применить на практике
4. Применимость полученных знаний в работе (полезность знаний) Практически или совсем не будут востребованы Некоторые знания из полученного материала будут применимы в моей работе Большинство полученных знаний будут востребованы в моей работе Большинство полученных знаний будут востребованы в работе; на основе полученных знаний появились предложения по улучшению моей работы и деятельности моего подразделения
5. Качество преподавания (изложения материала) Непоследовательное или непонятное изложение материала; преподаватель читал (а не рассказывал) материал, не смог ответить на интересующие меня вопросы Понятное изложение основного материала; преподаватель смог ответить только на часть заданных вопросов Понятное и последовательное изложение основного материала; преподаватель ответил на все заданные вопросы 1) Преподавателем системно даны материалы по теме и проведены дополнительные консультации по интересующим меня вопросам.
2) Обучение проводили известные в своей области профессионалы (преподаватели, коучи, специалисты)
6. Использование разных технологий обучения Лекции Лекции с практическими примерами Лекции с практическими примерами; использовались деловые игры Лекции с практическими примерами; использовались деловые игры, просмотр и обсуждение ситуативных роликов, фильмов; другие технологии обучения
7. Качество раздаточных материалов Плохое; непоследовательный порядок изложения материала; отсутствие удобных схем; низкое качество бумаги Понятное изложение основного материала, даны основные понятия и определения; хорошее качество бумаги Понятное и последовательное изложение основного материала, даны основные понятия и определения; приведены четкие схемы; материалы сброшюрованы; хорошее качество бумаги Понятное и последовательное изложение основного материала, даны основные понятия и определения; приведены четкие схемы; есть дополнительная информация; материалы сброшюрованы; хорошее качество бумаги - цветные изображения, текст; удобно делать заметки

Суммарный оценочный балл заносится в базу данных оценки обучения. При проведении групповых занятий определяется среднее арифметическое баллов всех обучившихся. И на основании итоговой оценки соответствующей программе учебного заведения присваивается определенное место в рейтинге.

Ранее специалисты службы управления персоналом ООО «Нефтедобыча» уже проходили обучение методам формирования и развития кадрового резерва в учебных центрах Санкт-Петербурга, Москвы, Тюмени и Новосибирска, что позволило организовать эту работу на предприятии. Так, три года назад один сотрудник учился в Москве, двое - в Новосибирске, два года назад два человека ездили с этой целью в Санкт-Петербург, трое - учились в Тюмени. Все они по итогам обучения оценили его качество (по семи вышеуказанным показателям), по каждой программе (и, соответственно, учебному центру) подсчитано среднее арифметическое полученных баллов, и на этом основании в базе данных составлен рейтинг (см. табл. 3).

Таблица 3. База данных оценки обучения

Учебное заведение Тема программы Работник Оценка Рейтинг
Учебный центр 1 (СПб) Работа с кадровым резервом на предприятии Иванова 21 3
Учебный центр 1 (СПб) Работа с кадровым резервом на предприятии Петров 21 3
Итоговый рейтинг 21 3
Учебный центр 2 (Москва) Деловая оценка персонала как способ формирования кадрового резерва Семенов 25 4
Учебный центр 3 (Тюмень) Формирование и развитие кадрового резерва Светлова 21 3
Учебный центр 3 (Тюмень) Формирование и развитие кадрового резерва Абрамов 21 3
Учебный центр 3 (Тюмень) Формирование и развитие кадрового резерва Кузнецова 20 3
Итоговый рейтинг 20,7 3
Учебный центр 4 (Новосибирск) Эффективные методы формирования кадрового резерва Светлова 24 4
Учебный центр 4 (Новосибирск) Эффективные методы формирования кадрового резерва Иванова 24 4
Итоговый рейтинг 24 4

При составлении рейтинга используется 4-балльная шкала оценки (5-балльная - в данном случае дает менее точный результат, поскольку практически выравнивает средний и ниже среднего уровни).

Задание

1. Сформулировать критерии выбора учебного заведения для обучения сотрудников службы управления персоналом

2. Используя выбранные критерии, определить учебное заведение, в которое следует направить сотрудников для обучения.

 

Ситуация подготовлена с использованием материалов статьи: Фарамазова П. Учебное заведение: выбираем по рейтингу // Справочник по управлению персоналом. 2010. N 9. С. 80-87