Вопросы по теме:
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА


1. В чем заключается особенность организации процесса обучения менеджеров?
А) наличие у них определенного жизненного опыта (профессиональные навыки, умения, убеждения)
Б) наличие универсальных принципов управления
В) нет никаких особенностей

2. В чем заключается цель развития персонала и человеческих ресурсов?
А) обеспечение организации хорошо подготовленными работниками в соответствии с ее целями и стратегией развития
Б) обеспечение организации необходимой рабочей силой с минимальными издержками и в минимальные сроки
В) обеспечение организации работниками, которые не смогут ее покинуть в связи с узкой специализацией и направленностью работы
Г) обеспечение организации преданными работниками, главное для которых – корпоративный дух и коллективные достижения, воспитание преданного работника

3. Внедрение различных технологий обучения персонала, в первую очередь, связано с издержками. Но в чем заключается выгодность инвестиций в повышение квалификации сотрудников?
А) повышение конкурентоспособности компании за счет более профессиональных действий ее сотрудников
Б) повышение сплоченности команды во время тренингов и семинаров
В) усиление имиджа компании, в которой работают высококвалифицированные кадры

4. Всегда ли следует приглашать на работу в компанию тренера самой высокой квалификации, способного проводить обучения среди сотрудников всех уровней - от продавцов до топ-менеджеров? Почему вы так думаете?
А) да, всегда следует; лучше, если тренер обладает даже избыточной квалификацией, чтобы воспользоваться своими возможностями, как только возникнет такая необходимость
Б) нет, не всегда следует, т.к. это лишние расходы; при выборе среди кандидатов на вакансию тренера компании следует ориентироваться на его возможности проводить обучение среди самой многочисленной, часто сменяемой категории персонала
В) никогда не следует; лучше направить достойных сотрудников на обучение в известный учебный центр, что будет для них более полезно с точки зрения профессионального обучения

5. Главными задачами обучения для такой целевой группы, как руководители с опытом работы, является (при необходимости отметить несколько):
А) методика принятия решений
Б) теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специализации
В) повышение квалификации для углубления знаний по специальности
Г) развитие перспективного видения
Д) совершенствование отработки поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров

6. Для изложения и передачи большого объема теоретических и методических знаний в сжатые сроки наилучшим образом подходит:
А) деловая игра
Б) семинар
В) лекция
Г) наставничество

7. Для кого в компании надо организовывать обучение в первую очередь:
а) тех, кто приносит компании наибольшую прибыль, - они еще заработают
б) тех, кто наиболее подготовлен, - их надо развивать и дальше
в) тех, кто наименее подготовлен, - их надо подтянуть до нормального уровня
г) тех, кто хорошо работает, - это им будет наградой
д) тех, кто всеми руководит, - без них ничего не получится

8. Иногда сотрудники по различным причинам отказываются от участия в семинарах, тренингах, которые оплачивает руководство компании. Каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию наиболее эффективно?
А) директивным путем, т.е. руководителю следует издать приказ об участии в обучении сотрудников подразделения или направлении на учебу отдельных специалистов
Б) демократическим путем, т.е. следует выяснить причины отказа и найти компромиссное решение
В) путем сочетания интересов сторон, а именно сохранив за сотрудником заработную плату на период обучения

9. Исходя из каких критериев можно оценить программу обучения на уровне организации?
А) степень привлекательности для сотрудников, прошедших курс обучения
Б) последующие позитивные изменения той или иной организационной функции
В) стоимость затрат, связанные с обучением персонала, с количественными результатами работы сотрудников

10. К методам обучения в форме "вне рабочего места" относятся (при необходимости указать несколько методов):
А) лекция
Б) наставничество
В) стажировки
Г) консультирование
Д) семинары

11. К методам обучения в форме "на рабочем месте" относятся (при необходимости выберите несколько методов):
А) деловые игры
Б) наставничество
В) консультирование
Г) показ приемов работы
Д) обмен опытом в виде семинаров, «круглых столов»

12. К преимуществам обучения вне рабочего места относятся:
А) доступность и интенсивность обучения
Б) обмен мнениями и опытом с сотрудниками других организаций во время учебного процесса
В) более эффективное освоение учебного материала в связи с освобождением от основной работы на период обучения

13. К преимуществам обучения на рабочем месте относятся (выберите несколько преимуществ):
А) содержание учебных программ непосредственно увязано со спецификой деятельности компании
Б) участники обучения встречаются только с работниками этой же организации
В) могут использоваться современные учебные тренажеры, моделирующие производственные ситуации
Г) может быть экономически более выгодным

14. Как найти хорошего тренера для вашей компании:
а) надо найти тренера с известным именем
б) надо найти компанию с известным именем
в) надо воспитать тренера, обучить его работать с вашей компанией
г) надо спросить рекомендации и отзывы других
д) лучший способ - поиск в Интернете

15. Как оценить результативность учебной программы, семинара:
а) по отзывам тренера, ведущего семинар
б) по отзывам участников семинара
в) по отзывам руководителя участников семинара
г) по применимости полученных знаний, умений на практике
д) по затраченным на обучение ресурсам

16. Каким образом проводится косвенная оценка результатов обучения?
А) выясняются отзывы клиентов о работе сотрудников, прошедших курс обучения
Б) фиксируются изменения показателей результатов работы персонала
В) определяется изменение сферы компетенций сотрудников по отношению к непосредственным должностным обязанностям

17. Какой метод из ниже перечисленных применяется для определения потребностей в обучении конкретного человека?
А) анализ работы
Б) аттестация
В) выделение индивидуальных целей работы из множества общих целей организации

18. Какие методы наиболее эффективные для обучения персонала поведенческим навыкам (ведение переговоров, проведение заседаний, работа в группе). При необходимости указать несколько:
А) инструктаж;
Б) ротация;
В) ученичество и наставничество;
Г) лекция;
Д) разбор ситуаций;
Е) деловые игры;
Ж) самообучение.

19. Какие методы наиболее эффективные для обучения техническим приемам (ведение бухгалтерского баланса, ремонт электродвигателей, прием коммунальных платежей, расчет процентов по вкладам). При необходимости указать несколько:
А) инструктаж;
Б) ротация;
В) ученичество и наставничество, "сидя рядом с Нелли";
Г) лекция;
Д) разбор ситуаций;
Е) деловые игры;
Ж) самообучение.

20. Какими должны быть цели обучения:
а) измеримыми
б) конкретными
в) соотносимыми с конкретным сроком
г) значимыми
д) достижимыми
е) всеми перечисленными

21. Когда неэффективно развитие сотрудников в организации:
а) когда организация будет существовать короткое время
б) когда на это нет времени
в) когда на это нет денег
г) никогда, развивать сотрудников полезно всегда

22. Компания может оплачивать обучение своих сотрудников в других организациях, учебных заведениях, если:
а) на это есть деньги
б) на это есть решение руководства
в) есть желание сотрудника
г) есть производственная необходимость

23. Можно ли научить взрослого человека, если он этого не хочет:
а) можно, если приложить достаточно усилий
б) можно, если ему угрожать
в) можно, если ему много платить
г) можно, но я не знаю как
д) практически нельзя

24. На какие две категории можно разделить методы обучения?
А) с учетом потребностей предприятия, без учета потребностей предприятия
Б) без отрыва от производства, с отрывом от производства
В) полное обучение, неполное обучение
Г) специализированное, универсальное

25. На основании какой объективной информации можно выявить потребность в обучении персонала (выберите несколько видов информации)?
А) мнения непосредственного руководителя о работе подчиненного
Б) краткосрочных и долгосрочных планов компании
В) пожелания самого работника
Г) результатов аттестации персонала

26. Наибольший эффект от мозгового штурма можно получить, если:
А) на начальной стадии отбирать наилучшие идеи
Б) выслушивать все идеи, не отвергая их, пока все не выскажутся
В) выслушивать и обсуждать все идеи по их появлении
Г) отвергать неверные на первый взгляд идеи сразу

27. Начальным этапом организации процесса обучения персонала является:
А) определение целей обучения
Б) формирование бюджета обучения
В) определение потребностей в обучении
Г) выбор форм и методов обучения

28. Обучение, выполняемое в учебных заведениях, когда работники овладевают второй профессией или специальностью – это:
А) переподготовка кадров
Б) повышение квалификации
В) профессиональная подготовка

29. Обучение квалифицированных кадров является не эффективным в случае, если:
А) связанные с ним издержки, будут в дальнейшем выше издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы
Б) связанные с ним издержки, будут в дальнейшем равны издержкам организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы
В) связанные с ним издержки, будут в дальнейшем меньше издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы

30. Обучение персонала - это:
А) процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для выполнения той или иной работы
Б) целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами эффективного общения
В) расширение или усложнение задачи в рамках занимаемой должности

31. Основными функциями подсистемы развития персонала являются (при необходимости указать несколько):
А) разработка стратегии управления персоналом;
Б) работа с кадровым резервом;
В) переподготовка и повышение квалификации работников;
Г) планирование и контроль деловой карьеры;
Д) планирование и прогнозирование персонала;
Е) организация трудовых отношений.

32. Переподготовка кадров - это:
А) обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию труда
Б) целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками
В) обучение кадров с целью усовершенствования знаний, навыков в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности

33. Повышение квалификации кадров - это:
А) обучение с целью освоения новых знаний, умений, навыков в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию труда
Б) освоение смежной с основной специальностью области знаний
В) обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности

34. Подготовка персонала – это:
А) общее ознакомление персонала с предприятием
Б) приобретение знаний, относящихся к выполняемой работе
В) развитие физических способностей персонала

35. При использовании какого источника обучения и развития персонала спектр знаний и навыков шире?
А) внешних источников
Б) внутренних источников
В) института наставничества

36. При каком методе обучения у обучающегося больше шансов получить, так называемые, «неявные знания»?*
А) лекция
Б) семинар
В) наставничество
Г) дистанционное обучение

37. При самостоятельном изучении и освоении любого предмета сталкиваются с существенным недостатком учебного процесса - отсутствует необходимая обратная связь. Как возможно этого избежать?
А) применить на практике полученные при индивидуальной подготовке навыки и выслушать мнение экспертов
Б) использовать в учебном процессе интерактивные обучающие пособия – различные тренажеры, мультимедийные издания, тесты
В) вряд ли это возможно, следует пройти курсовую подготовку

38. Производственный инструктаж - это:
А) пассивный метод обучения, используемый для изложения теоретических знаний, практического опыта
Б) метод обучения, при котором новый сотрудник, ознакомившись с описанием организационной проблемы, самостоятельно анализирует информацию и предлагает собственные решения проблемной ситуации
В) метод внепроизводственного обучения
Г) введение в специальность и адаптация нового сотрудника

39. Руководители некоторых компаний спорно относятся к необходимости подготовки персонала. Чем объясняется такая позиция?
А) нежеланием расходовать доходы компании на непроизводственные нужды
Б) опасением, что обученный сотрудник будет нацелен на более оплачиваемую работу (должность)
В) несовременными взглядами на проблему

40. Самой оптимальной организацией процесса развития персонала на предприятии являются:
А) использование внешних источников для обучения и развития персонала(колледжи, университеты, различные профессиональные курсы и т.д.)
Б) внутрифирменное обучение (наставничество, «обучение деятельностью» и т.д.)
В) обучение внутри организации с привлечением внешних консультантов и преподавателей

41. Сколько времени надо учить сотрудников компании:
а) пока не выучатся, не выйдут на необходимый уровень
б) пока есть на это деньги
в) пока руководство не «против»
г) по определенному нормативу

42. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610 (в ред. от 31.03.2003 г.), слушателям, которые успешно прошли краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов, по завершении курса обучения выдают следующий документ государственного образца:
А) удостоверение о повышении квалификации
Б) свидетельство о повышении квалификации
В) диплом о профессиональной переподготовке
Г) диплом о присвоении квалификации

43. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610 (в ред. от 31.03.2003 г.), слушателям, которые успешно прошли обучение по программе в объеме свыше 100 часов, по завершении обучения выдают следующий документ государственного образца:
А) удостоверение о повышении квалификации
Б) свидетельство о повышении квалификации
В) диплом о профессиональной переподготовке
Г) диплом о присвоении квалификации

44. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610 (в ред. от 31.03.2003 г.), слушателям, которые успешно прошли обучение по программе в объеме свыше 500 часов, по завершении курса обучения, выдают следующий документ государственного образца:
А) удостоверение о повышении квалификации
Б) свидетельство о повышении квалификации
В) диплом о профессиональной переподготовке
Г) диплом о присвоении квалификации

45. Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 610 (в ред. от 31.03.2003 г.), слушателям, которые успешно прошли обучение по программе в объеме свыше 1000 часов, по завершении курса обучения, выдают следующий документ государственного образца:
А) удостоверение о повышении квалификации
Б) свидетельство о повышении квалификации
В) диплом о профессиональной переподготовке
Г) диплом о присвоении квалификации

46. Сотрудники любой компании - сложившиеся специалисты с жизненным и профессиональным опытом. Совершенствование навыков в зрелом возрасте может потребовать изменения устойчивых стереотипов их поведения. Какие методы обучения в этом случае наиболее эффективны?
А) любые, в т.ч. директивные (соответствующие регламенты поведения, инструкции), которые обеспечивают заданный результат
Б) активные методы обучения
В) обучение на рабочем месте

47. Среди перечисленных методов обучения выберите те, которые определяют как активные (выберите несколько методов).
А) лекция
Б) инструктаж
В) деловая игра
Г) тренинг

48. Существует ли различие в понятиях - профессиональное обучение и профессиональное развитие?
А) не существует, различие в терминах очень условное
Б) совершенно разные понятия; в первом случае речь идет о совершенствовании навыков у работников физического труда, а во втором – касается специалистов
В) профессиональное развитие более широкое понятие, которое включает в себя профессиональное обучение персонала

49. Чему нужно обучать компанию:
а) обучать руководителей и специалистов новым управленческим правилам и процедурам;
б) как слушаться своих руководителей
в) как делать бизнес в изменяющихся условиях
г) компанию обучать ничему не нужно

50. Что такое ротация кадров?
А) перевод работника на другую должность для получения дополнительной профессиональной квалификации
Б) «прикрепление» сотрудника к опытному работнику, чтобы на практике учиться под его руководством
В) понятие обозначает карьерный рост сотрудников

51. Что является отличительной особенностью японской системы подготовки кадров?
А) внутрифирменное обучение
Б) обучение специалистов за рубежом и практика обмена опытом между предприятиями
В) использование дифференцированных программ при подготовке и повышении квалификации руководителей и специалистов