ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики труда и управления персоналом

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к выполнению курсового проекта по дисциплине
"ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ"

на тему:

"РАЗРАБОТКА ПРОЦЕДУР НАБОРА И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА"

Составитель: Соловьев Дмитрий Петрович

Самара
2005

Методические указания предназначены студентам, обучающимся по специальности «Управление персоналом». Они также могут быть использованы для самостоятельной работы слушателями курсов бизнес-образования. Указания содержат требования к курсовому проекту, методики сбора и анализа исходных данных, примерные формы описания результатов исследования, список литературы.

Замечания и предложения по содержанию методических указаний просьба направлять составителю по адресу: solo_d@mail.ru

Методические указания утверждены решением кафедры «Экономика труда и управление персоналом» ____________ 2005 года (протокол № __).

Методические указания подготовлены исключительно в учебных целях. Составитель не несет ответственность за какие-либо убытки или ущерб, возникшие в результате использования любой третьей стороной информации, содержащейся в настоящих методических указаниях, а также за последствия, вызванные неполнотой представленной информации.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
    1.1. Тема курсового проекта
    1.2. Структура курсового проекта
    1.3. Исходные данные для курсового проекта
2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
    2.1. Введение
    2.2. Методологическая характеристика проблемы
    2.3. Аналитическая часть
        2.3.1. Выбор и обоснование методики анализа практики набора и отбора персонала
        2.3.2. Анализ практики набора и отбора персонала
    2.4. Разработка организационного проекта
        2.4.1. Последовательность набора и отбора
        2.4.2. Разработка формы заявки на подбор персонала
        2.4.3. Выбор и использование метода (методов) набора кандидатов
        2.4.4. Методы отбора кандидатов на исследованную должность
        2.4.5. Эффективность проектных предложений
    2.5. Заключение
    2.6. Литература
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Типовая форма титульного листа курсового проекта
2. Типовая форма задания на подготовку курсового проекта

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания разработаны на основе программы учебной дисциплины «Основы управления персоналом» с учетом рекомендаций Совета УМО по образованию в области менеджмента (Управление персоналом: курсовые проекты, практика, государственный экзамен, дипломный проект: Учеб пособие / Под ред. А.Я.Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003).

Курсовой проект по управлению персоналом организации является индивидуальной, самостоятельно выполненной работой студента. Методические указания призваны помочь студенту выполнить исследование на высоком уровне.

Курсовой проект выполняется с целью:
- расширения знаний по определенному разделу дисциплины по управлению персоналом организации;
- систематизации знаний по смежным дисциплинам;
- выработки у студента навыков научно-исследовательской работы;
- обучения студентов методам аналитической и проектной работы в области управления персоналом.

В процессе курсового проектирования студент должен приобрести и закрепить навыки:
- работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера;
- систематизации, обобщения и анализа фактического материала по проблемам управления персоналом организации;
- обоснования выводов и предложений по совершенствованию технологий управления персоналом.

Цель настоящих методических указаний - помочь студенту в углубленном изучении комплексной темы: "Разработка процедур набора и отбора персонала". Изучение данной темы предполагает раскрытие следующих вопросов:
- набор персонала;
- отбор персонала.

Выполнение курсового проекта предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом темы и разделов курсового проекта.

Курсовой проект выполняется и защищается в сроки, определенные учебным графиком.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ

1.1. Тема курсового проекта

Курсовой проект выполняется на примере конкретной должности. Поэтому тема курсового проекта может выглядеть, например, следующим образом: "Разработка процедур набора и отбора персонала (на примере должности Агента по продажам фирмы "Альфа")".

Анализируемая должность выбирается автором с учетом возможностей сбора информации и согласовывается с преподавателем по дисциплине "Основы управления персоналом".

1.2. Структура курсового проекта

Предлагаемая комплексная тема охватывает широкий круг вопросов, поэтому структура конкретной работы может уточняться студентом совместно с руководителем, исходя из научных интересов студента, степени проработанности отдельных вопросов в литературе, наличия информации и т.п.

За основу рекомендуется принять структуру (состав основных разделов) курсового проекта (в скобках указан примерный объем в страницах каждого раздела), приведенную ниже.

Введение (1 стр.)
1. Методологическая характеристика проблемы (3 стр.)
2. Аналитическая часть (12 стр.)
3. Разработка организационного проекта по рассматриваемой проблеме (15 стр.)
Заключение (1 стр.)
Литература (1 стр.)
Приложения

Исходя из рекомендуемой структуры курсового проекта, его объем должен составлять примерно 30-35 страниц текста.

1.3. Исходные данные для курсового проекта

Методологическая характеристика проблемы излагается студентом с использованием современной научно-практической литературы. Аналитическая и проектные части работы раскрываются с использованием фактических материалов. В проекте должен быть отражен передовой отечественный и зарубежный опыт управления персоналом.

2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Указанные выше основные разделы курсового проекта должны иметь следующее содержание.

2.1. Введение

В данном разделе обосновываются:

1) актуальность выбранной темы, необходимость решения проблемы в современных условиях;

2) цели и задачи, которые намечается реализовать в курсовом проекте.

2.2. Методологическая характеристика проблемы

В этом разделе необходимо:

- определить сущность исследуемого вопроса, т.е. установить, в чем главная цель разработки процедур набора и отбора кандидатов в деятельности организации и какие процессы (организационные, экономические, социальные) составляют основу данного вопроса;

- определить состав и краткое содержание принципов и методов реализации изучаемой проблемы на практике;

- дать характеристику степени проработанности темы в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т.п.), что в итоге должно выразиться в достаточно полном перечне литературы, приведенном в конце курсового проекта.

В данном разделе необходимо указать, какое место занимают набор и отбор персонала в сложившейся системе управления организацией; какой опыт (как положительный, так и негативный) накоплен в нашей стране и за рубежом по осуществлению организационного, экономического, правового и т.п. механизма реализации проблемы.

При раскрытии методологических основ темы необходимо подчеркнуть, что эффективность процедуры набора и отбора на конкретную должность зависит от наличия в организации качественного описания соответствующей работы (должностной инструкции) и четких требований к кандидату.

В первом разделе курсового проекта необходимо раскрыть содержание понятий «набор персонала» и "отбор персонала".
Необходимо понять и отразить в курсовом проекте, что процесс набор и отбор персонала должен происходить по заранее разработанному и утвержденному регламенту. Только в этом случае можно быть уверенным, что новый работник закрепиться в организации и будет мотивирован на качественное выполнение обязанностей.

Литература, необходимая для выполнения теоретического, аналитического и проектного разделов курсового проекта приведена в конце настоящих методических указаний (см. раздел "ЛИТЕРАТУРА"). Некоторые из приведенных литературных источников доступны студенту в электронном виде.

При разработке данного и последующих разделов курсового проекта следует иметь в виду, что те материалы по выбранной теме, которые содержатся в лекциях и имеющихся учебниках и учебных пособиях, должны восприниматься студентом как уже известные истины, и если при этом студентом не высказываются оригинальные суждения или не осуществляются практические исследования, то эти материалы не подлежат описанию.

2.3. Аналитическая часть

2.3.1. Выбор и обоснование методики анализа практики набора и отбора персонала

При выполнении данного раздела студент должен выбрать и обосновать методы, которые он будет использовать в целях получения информации для анализа состояния набора и отбора персонала в организации.

На практике существует три метода получения информации для целей анализа состояния набора и отбора персонала в организации:
- документальный метод;
- интервью;
- анкетирование.

Документальный метод предполагает изучение используемых в организации следующих документов по набору и отбору персонала:

1. Положение о подразделении, отвечающем в организации за набор и отбор персонала, - см. пример:
а) Положение о службе по работе с персоналом;
б) Положение об отделе кадров;

2. Должностные инструкции специалистов и менеджеров, отвечающих за набор и отбор персонала в организации - см. пример:
а) Должностная инструкция менеджера по персоналу, начальника отдела;
б) Должностная инструкция менеджера по персоналу;

3. Рабочие инструкции по набору и отбору персонала - см. пример:
Рабочая инструкция проведения предварительного собеседования с кандидатом на должность;

4. Документы, содержащие описание процедуры набора и отбора персонала. Эти документы могут иметь разные названия ("положение", "регламент", "описание" и др.) - см. пример:
а) Положение о порядке приема, перевода (перемещения) и увольнения работников;
б) Регламент работы по отбору претендентов для формирования внешнего резерва;
в) Регламент набора и отбора персонала в Государственную жилищную инспекцию Самарской области;
г) Описание процесса "Подбор и прием персонала на работу": zip-архив;
д) Положение о наборе и отборе персонала;

е) Положение об организации работы по отбору кандидатов на вакантные должности.

Студент должен критически изучить разработанные в организации документы, выявить их достоинства и отметить недостатки. В конечном итоге анализ документов должен дать ответы на вопросы:
- Позволяют ли используемые в организации документы решать насущные задачи управления персоналом?
- Соответствуют ли изученные документы передовому отечественному и зарубежному опыту?

Студент должен быть готов к тому, что во многих организациях локальные нормативные документы отличаются низким качеством.

Интервью является простым и эффективным способом сбора информации для анализа. Поэтому данный метод является основным для анализа набора и отбора персонала в организации. Для использования этого метода студенту необходимо подготовить перечень вопросов для собеседования с работниками организации, формы аналитических таблиц, бланков экспертных оценок и т.п. с указанием правил их заполнения. Как образец для подготовки вопросов к собеседованию можно использовать опубликованные в сети Интеренет методические материалы:
- "Технологии подбора персонала";
- "Система найма и отбора на предприятиях города Иркутска";
- "Самооценка системы управления персоналом".

Анкетирование целесообразно использовать, если есть возможность получить информацию от нескольких работников организации.

Выбор методов получения информации зависит от уровня управления персоналом в организации, от доступности информации. Наш опыт позволяет сделать вывод, что при подготовке курсового проекта целесообразно использовать совокупность двух методов: документального и интервью.

В ходе выполнения курсового проекта может выясниться, что в организации, на примере которой выполняется курсовой проект, не разработаны документы, содержащие описание работы и требования к кандидатам. В этом случае целесообразно сменить тему и выполнить курсовой проект на тему "Разработка описания работы и требований к кандидатам".

2.3.2. Анализ практики набора и отбора персонала

В данном разделе студент должен отразить результаты анализа документов, регламентирующих набор и отбор персонала в организации, систематизировать ответы респондентов, отредактировать эти ответы.

Как образец для изложения результатов анализа можно использовать опубликованные в сети Интеренет результаты исследования:
- "Технологии подбора персонала";
- "Система найма и отбора на предприятиях города Иркутска".

Студент может ознакомиться и с результатами исследования "Практика набора и отбора персонала в Государственной жилищной инспекции Самарской области".

Кроме того, на данном этапе необходимо определить и зафиксировать особенности объекта исследования, к условиям которого будет привязываться проектная часть работы. Под особенностями объекта исследования следует понимать, например, размер организации, характерные особенности ее производственной и управленческой оргструктуры, направленность деятельности (производственная, научно-производственная, научно-техническая, оказание тех или иных видов услуг) и характер продукции или услуг, организационно-экономический механизм управления организацией.

В рекомендованных литературных источниках уточняется влияние особенностей объекта исследования, в частности особенностей должности, на выбор методов набора и отбора персонала.

2.4. Разработка организационного проекта

2.4.1. Последовательность набора и отбора

Процесс набора и отбора персонала является сложным. Поэтому прежде всего студент должен определить этапы набора и отбора персонала на конкретную должность. Для определения этапов можно воспользоваться рекомендациями, которые есть в литературных источниках. Например, в работе - Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001. - рекомендуется следующая последовательность действий:

1. Поиск претендентов:
• Реклама в средствах массовой информации;
• Рекламные объявления в местах, где они могут быть прочитаны потенциальными кандидатами;
• Контакты со средними и высшими учебными заведениями;
• Обращение в рекрутинговые агентства;
• Обращение в службы (центры) занятости;
• Личные контакты и т.д.;

2. Сбор предварительной информации от кандидатов:
• Предварительное собеседование;
• Заполнение стандартной формы «Сведения о кандидате»;
• Прием резюме и рекомендаций от кандидатов;

3. Проверка информации, полученной от кандидатов:
• Информация с прежних мест работы и учебы;
• Проверка рекомендаций и сведений, приведенных в резюме и в стандартной форме;

4. Оценка кандидатов:
• Личностные вопросники;
• Тесты интеллектуальных способностей;
• Тесты на оценку специальных способностей и уровня профессиональных знаний;
• Групповые методы отбора;
• Решение проблемных ситуаций и др.;

5. Серия последовательных интервью:
• Со специалистом отдела персонала;
• С руководителем подразделения, в котором имеется вакансия;
• Со специально созданной комиссией;

6. Принятие решения о зачислении на работу.

Для определения этапов набора и отбора персонала можно воспользоваться опытом самарских организаций. См., например:
- Положение о порядке приема, перевода (перемещения) и увольнения работников;
- Регламент работы по отбору претендентов для формирования внешнего резерва;
- Регламент набора и отбора персонала в Государственную жилищную инспекцию Самарской области;
- Описание процесса "Подбор и прием персонала на работу": zip-архив;
- Положение о наборе и отборе персонала.

2.4.2. Разработка формы заявки на подбор персонала

Отправным моментом для начала поиска кандидатов является получение службой управления персоналом (отделом кадров, менеджером по персоналу) заявки на подбор персонала. Студент должен разработать соответствующий бланк (форму) и обосновать его структуру и содержание применительно к исследуемой должности. Примеры подготовки заявок на подбор персонала можно найти в рекомендованной литературе и в сети Интернет. Для подготовки заявки можно воспользоваться и опытом самарских организаций. См., например:
- Форма запроса на найм сотрудника фирмы HPAG;
- Заявка на подбор персонала Промэкбанка;
- Заявка на подбор менеджера по продажам;
- Внутрифирменный квалификационный стандарт для проведения профессионального отбора по должности Начальник отдела маркетинга.

Основными частями формы заявки на подбор персонала являются описание работы и требования к персоналу. Студент должен уделить эти разделам заявки особое внимание. Примеры удачных описаний работы и требований к кандидатам можно найти в рекомендованной литературе (см.: пример 1; пример 2; пример 3) и в Интернете.

Большой опыт подготовки описаний работы и требований к кандидатам накоплен и самарскими организациями.

Более точное определение требований к кандидатам предполагает участие в этой работе экспертов.

Одним из вариантов экспертной оценки требований к кандидатам является использование одиннадцати параметров, приведенных в книге: Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997 (5.1. Анализ выполняемых работ и оценка персонала, с. 267-268).

Другим вариантом определение требований к кандидатам является использование рекомендаций, приведенным в учебнике: Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М; 2002 (6.1.2. Требования к кандидатам на замещение вакантной должности, с. 317-328).

В курсовом проекте допускается использовать упрощенный вариант экспертной оценки требований к кандидатам, а именно схему А. Роджера («План семи точек») или схему Д.Манро-Фрейзера.

Если курсовой проект выполняется группой студентов из 2-3 человек, возможно определение требований к кандидатам с использованием так называемых "моделей компетенций".

Самое общее представление об использовании компетенций при отборе персонала можно получить из статьи: Дэвид К. МакКлелланд. Концепция компетенций  (http://dps.smrtlc.ru/). Для глубокого изучения данного метода отбора необходимо изучить книгу: Спенсер Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М: HIPPO, 2004.

2.4.3. Выбор и использование метода (методов) набора кандидатов

Методы и технологии набора и отбора персонала подробно изложены в учебниках по управлению персоналом и в специальных работах. 

На практике применяется множество различных методов набора персонала:
- Поиск внутри организации (внутренний набор),
- Подбор с помощью сотрудников,
- Самопроявившиеся кандидаты,
- Объявления в местных газетах,
- Объявления через местное радио или телевидение,
- Обращения в институты и другие учебные заведения,
- Государственные агентства занятости,
- Частные агентства по трудоустройству,
- Частные агентства по подбору персонала,
- Интернет,
- Обращение в профессиональные общественные организации,
- Обращение к "охотникам за головами".

В данном разделе студент должен предложить и обосновать метод(ы) набора кандидатов на исследованную должность.

Прежде всего необходимо определиться: будет использоваться внутренний набор или внешний. Если студент рекомендует использовать внутренний набор, то он должен разработать текст информационного сообщения о вакансии для сотрудников организации. Если же студент рекомендует использовать внешний набор, то необходимо определиться: будет ли организация обращаться в рекрутинговые фирмы или же набор будет произведен силами своих специалистов по персоналу.

В статье "Кадровое агентство & работодатель: вопросы и ответы" изложена логика действий при обосновании способа набора персонала.

Обосновывая предлагаемый метод набора персонала студент должен учесть следующие факторы:
- наличие специалистов по рекрутингу в организации;
- срок заполнения вакансии;
- финансовое положение организации;
- статус должности и др.

2.4.4. Методы отбора кандидатов на исследованную должность

Известно несколько методов отбора персонала:
- Анализ заявительных документов;
- Графологическая экспертиза;
- Тестирование;
- Медицинская экспертиза;
- Собеседование;
- Проверка службой безопасности;
- Профессиональное испытание;
- Использование полиграфа.

В данном разделе студент должен предложить и обосновать метод(ы) отбора кандидатов на исследованную должность.

Отбор на основе анализа заявительных документов

В данном подразделе необходимо сформулировать и обосновать перечень документов, которые претендент должен представить в организацию. Примерный перечень:
- Резюме;
- Свидетельства об образовании;
- Сопроводительное письмо;
- Фотография;
- Биография;
- Рекомендации;
- Анкеты;
- Трудовая книжка.

Студент должен подготовить анкету (бланк, форму) для выяснения соответствия кандидатов требованиям должности (1 – 2 страницы) и обосновать её структуру и содержание применительно к исследуемой должности. Примеры подготовки анкет для кандидатов можно найти в рекомендованной литературе и в сети Интернет. Для подготовки анкеты можно воспользоваться и опытом самарских организаций. См., например:

- Анкета компании МТИ;

- Анкета компании PEPSI.

Обосновав перечень документов, которые претендент должен представить в организацию, студент должен подготовить краткую методику по анализу этих документов. В основу методики можно положить результаты исследований И.Б.Дураковой, Е.А.Степанова, М.И.Магуры.

Отбор по результатам профессиональных испытаний

На основе подготовленного описания работы и требований к кандидатам необходимо сформулировать предложения по профессиональному испытанию претендентов:
- выберите основные критические события, или те случаи из каждодневной практики, преодоление которых может говорить об успешности или неуспешности выполнения предстоящей работы;
- определите, на чем должна концентрироваться оценка - на определенном результате или по-своему решенной испытуемым задаче;
- уточните, кто должен выступать экспертом для оценки результатов испытания;
- определите, как эксперты будут анализировать и оценивать результаты работы и образ действия кандидата.

Отбор по результатам собеседования

В данном подразделе излагаются и обосновываются план собеседования и вопросы, направленные на выяснение соответствия кандидата требованиям к кандидатам на должность.

Примерный план для собеседования продолжительностью один час:
- Вступление - установление контакта - 5 минут;
- Сбор информации - 40 минут;
- Ответы на вопросы кандидата и рассказ о компании и вакансии - 10 минут;
- Прощание - 5 минут.

С учетом должности, на примере которой выполняется курсовой проект, студент должен подготовить список вопросов для интервью. В частности, рекомендуется использовать:
- библиотеку ситуационных вопросов (zip-архив);
- библиотеку поведенческих вопросов (zip-архив).

2.4.5. Эффективность проектных предложений

Проектная часть завершается технико-экономическим обоснованием проектных предложений, в котором указываются источники социально-экономической эффективности, последовательность их расчета, исходные данные и формулы для расчета, а также возможные затраты (текущие и капитальные) для расчета экономического эффекта от реализации проектных предложений.

Одним из вариантов обоснования эффективности научного подхода к формированию персонала является оценка экономии от стабилизации коллектива. Для этих целей можно рассчитать, в какую сумму обходится организации прием одного нового работника. В случае, если в организации в отчетном периоде не было увольнений, то полученную сумму можно рассматривать как экономию, полученную в результате научного подхода к формированию и адаптации персонала.

Студент может ознакомиться с примером расчета затрат на прием одного работника.

Другим вариантом обоснования эффективности научного подхода к формированию персонала является использование подхода, изложенного в книге: Купер Д., Робертсон И., Тинлайн Г. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки. Пер. с англ. – И.: ООО «Вершина», 2005.

2.5. Заключение

В заключении формулируются выводы, характеризующие степень решения задач, которые ставились при разработке курсового проекта.

2.6. Литература

После заключения приводится перечень использованной литературы (в алфавитном порядке). Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Поэтому в прилагаемом к данным методическим указаниям перечне рекомендованной литературы приведена только часть литературных источников, необходимая для первого ознакомления с исследуемым вопросом, остальную литературу по разрабатываемой теме студент после консультации с руководителем должен подобрать самостоятельно.

Следует учесть, что, кроме изучения учебников и монографий по теме курсового проекта, необходимо изучение материалов по данной теме, публикуемых в периодической печати. При подборе журнальных статей следует иметь в виду, что в последнем за каждый календарный год номере журнала приводятся перечни статей, опубликованных во всех номерах данного журнала за год.

Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т.п.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

При выборе должности для подготовки курсового проекта студентам рекомендуется консультироваться с лектором и преподавателями кафедры «Экономика труда и управление персоналом».

Кафедра назначает студенту руководителя курсового проекта из числа преподавателей. Началом курсового проектирования является выдача студенту руководителем задания на проектирование (Приложение 2). Задание выдается на первой неделе срока, выделенного учебным планом для выполнения курсового проекта.

На руководителя возлагается ответственность за постоянное наблюдение за разработкой всех разделов курсового проекта в соответствующие сроки и оказание студенту необходимой помощи на всех этапах выполнения проекта.

В процессе проектирования для студентов проводятся в соответствии с утвержденным кафедрой графиком групповые и индивидуальные консультации.

Руководитель обязан:
- регулярно проводить консультации в соответствии с графиком при уточнении темы, разработке плана, составлении списка литературы, обобщении материала и т.д.;
- контролировать соблюдение календарных сроков и качество выполнения как отдельных частей, так и проекта в целом;
- проверить выполненный курсовой проект и принимать (совместно с комиссией) защиту. Если при проверке обнаружатся ошибки, неполнота объема, незавершенность проектирования или низкое качество оформления, то проект возвращается студенту для доработки.

Студент после получения от руководителя задания на курсовое проектирование обязан ознакомиться с ним, затем изучить исходные данные к курсовому проекту, подобрать и изучить литературу по теме проекта, составить план, регулярно посещать консультации руководителя, дорабатывать отдельные части проекта по замечаниям руководителя, своевременно сдать на проверку законченный курсовой проект и защитить его.

4. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Рекомендуется следующий порядок размещения материала в курсовом проекте:
- титульный лист;
- оглавление;
- задание на выполнение курсового проекта;
- введение;
- основные разделы курсового проекта;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения.

К курсовому проекту прилагается (не сшивается!) отзыв научного руководителя.

Курсовой проект должен содержать текстовый, табличный, графический и другой иллюстративный материал.

Правила оформления курсового проекта:

- курсовой проект выполняется на бумаге стандартного формата А4 на одной стороне листа как правило машинописно с оставлением полей; все страницы должны быть пронумерованы (нумерация начинается с титульного листа); сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается;

- если рукопись курсового проекта набрана на компьютере, то при распечатке лучше использовать следующие параметры печати: шрифт № 12, 14 TNR; одинарный межстрочный интервал; левое поле - 2,5 см, правое - 1 см, верхнее - 3 см, нижнее - 2,5 см, формат набранного материала 17,5 х 24 см (длина строки, высота напечатанного текста). Примерный объем курсового проекта - 35 с.;

- таблицы, рисунки (графический и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер. Номер и название таблицы даются над ней, номер и название рисунка — под ним. На них в тексте курсового проекта должны быть ссылки, которые при необходимости сопровождаются краткими пояснениями. Таблица или рисунок должен располагаться после первого упоминания о них в тексте;

- нумеровать следует только те формулы, на которые есть ссылки в тексте. Номер формулы ставится в круглых скобках справа от нее и состоит, как правило, из номера раздела (части) и порядкового номера формулы внутри раздела. Смысл всех входящих в формулы элементов должен быть расшифрован непосредственно после формулы, расшифровка должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него;

- в курсовом проекте обязательны библиографические ссылки на источники цитат и заимствований, представленные в списке литературы;

- титульный лист курсового проекта оформляется в соответствии с Приложением 1;

- в список литературы включаются все использованные при подготовке курсового проекта источники, а не только те, на которые имеются ссылки в тексте курсового проекта;

- приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Заголовок каждого приложения должен иметь следующий вид: слово «Приложение», его порядковый номер и тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.

Для создания графической схемы используется программный продукт MS Word в следующей последовательности:
- в меню «Вставка» выбирается пункт «Объект»;
- из списка объектов выбирается объект «Рисунок «Microsoft Word»;
- созданный объект открывается для редактирования;
- внутри объекта «Рисунок «Microsoft Word» формируются графические символы.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЩИТЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Подведение итогов подготовки курсового проекта включает следующие этапы:
- сдача курсового проекта на проверку руководителю;
- доработка курсового проекта с учетом замечаний руководителя;
- сдача готового курсового проекта на защиту;
- защита курсового проекта.

Срок сдачи готового курсового проекта определяется заведующим кафедрой «Экономика труда и управление персоналом».

Срок доработки курсового проекта устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Выполненный курсовой проект подписывается студентом и представляется на защиту. Курсовой проект, удовлетворяющий предъявленным требованиям, допускается к защите, о чем руководитель делает запись на титульном листе.

График защиты курсовых проектов вывешивается на доске объявлений.

Защита курсового проекта на комиссии в составе руководителя курсового проекта и одного или двух преподавателей кафедры может быть организована разными методами: индивидуально или группой, с привлечением оппонентов из числа студентов или с приглашением представителей организации, по заданию которой выполнен данный курсовой проект.

Защита курсового проекта, как правило, должна проводиться публично в присутствии группы.

Руководитель проекта определяет требования к содержанию и продолжительности доклада при защите, устанавливает регламент для оппонентов.

Защита курсового проекта, как правило, состоит в коротком докладе (8—10 мин) студента и ответах на вопросы по существу проекта.

Курсовой проект оценивается по четырехбалльной системе. Оценка записывается в ведомость, а положительная оценка ставится в зачетную книжку за подписью руководителя.

Оценка проекта производится с учетом:
- обоснованности и качества расчетов и проектных разработок;
- соблюдения требований к оформлению курсового проекта;
- оригинальности решения задач проектирования (один из основных критериев оценки качества курсового проекта);
- содержания доклада и качества ответов на вопросы.

Студент, не представивший в установленный срок готовый курсовой проект по дисциплине «Основы управления персоналом» или не защитивший его, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.

Курсовые проекты, имеющие творческий характер и представляющие практический интерес, могут быть представлены на конкурс научных работ и переданы в соответствующие организации для практического использования (при наличии запросов на них).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е издание / Перев. с англ. Под ред. С.К.Мордовина. СПб.: Питер, 2004 (Глава 25. Подбор и отбор персонала, с.341-364; Глава 26. Проведение отборочного собеседования, с. 364-383, Глава 27. Отборочные тесты, с. 383-391);

  2. Берн Н. Руководство по подбору персонала на постоянную работу (электронная версия книги; размещена в сети Интернет);

  3. Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики (опыт ФРГ). М.: "Дело", 1992;

  4. Гапошина Л.Г Маркетинг кадрового обеспечения: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2002;

  5. Грэхем Х.Т., Беннет Р. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 (Глава. 15. Набор и отбор персонала, с. 292-391);

  6. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с 6-го англ. издания - М.: "Издательство БИНОМ", 1997 (Глава 4. Планирование потребности в персонале и его пополнение, с. 71-99; Глава 5. Испытание и отбор персонала, с. 99-122; Глава 6. Интервьюирование кандидатов и разработка сплошных отборочных программ, с. 122-145);

  7. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с 9-го англ. издания. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004 (Глава 4. Планирование потребности в персонале и его пополнение, с. 147-193; Глава 5. Тестирование и отбор работников, с. 193-232; Глава 6. Интервьюирование кандидатов, с. 232-259);

  8. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. - М.: Центр, 1998;

  9. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала / Пер. с франц. под ред. И.В.Андреевой. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2003;

  10. Иванова С.В. Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005;

  11. Карташов С.А., Одегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: найм персонала. Учебное пособие. / Под ред. Ю.Г.Одегова. - М.: Издательство "Экзамен", 2002;

  12. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005;

  13. Кибанов А.Я. Рабочая тетрадь к учебнику "Управление организацией". Раздел 5. "Управление персоналом". - М.: ИНФРА-М, 2000;

  14. Клегг Б. Как провести собеседование / Пер. с англ.; под ред. И.В.Андреевой. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2003;

  15. Ковалева О.Е., Юферова Е.Э. Лицом к лицу с будущим сотрудником: Как провести эффективное интервью при приеме на работу. - М.: Рольф, 2001;

  16. Коул Д. Управление персоналом в современных организациях. Пер. с англ. – М.: ООО «Вершина», 2004 (Глава 13. Политика и практика найма, с. 176-189; Глава 14. Отбор персонала, с.189-195);

  17. Купер Д., Робертсон И., Тинлайн Г. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки. Пер. с англ. – И.: ООО «Вершина», 2005;

  18. Ларсон У. Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера. – М.: Олимп-Бизнес, 2004;

  19. Лэнд П. Менеджмент - искусство управлять: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 1995;

  20. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. Настольная книга для предпринимателей, руководителей кадровых служб и менеджеров. - М.: ЗАО "Бизнес-школа Интел-Синтез", 1999;

  21. Магура М.И. Поиск и отбор персонала (Практическое пособие для руководителей и специалистов кадровых служб) – Журнал «Управление персоналом», 1998, №№ 1-2;

  22. Маллинз Л. Менеджмент и организационное поведение: Учеб.-практ. пособие. - Мн.: Новое знание, 2003 (Глава 20. Подбор кадров для организации, с. 828-864);

  23. Монди Уэйн Р., Роберт М. Ноу, Шейн Р.Премо. Управление персоналом / Пер. с англ. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2004 (Глава 5. Рекрутмент (подбор персонала), с. 150-181; Глава 6. Подбор через Интернет, с. 181- 211; Глава 7. Отбор, с. 211-246);

  24. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 16. - М.: ИНФРА-М, 2000;

  25. Морнель Пьер. Технологии эффективного найма. - М.: ООО "Добрая книга", 2002 (Конспект);

  26. Мэйтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе: Пер. с англ. / Под ред. И.И.Елисеевой. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996;

  27. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997 (5.3. Подбор и отбор персонала);

  28. Одегов Ю.Г., Никонова Т.В., Безделов Д.А. Управление персоналом банка: Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996 (Приложение 1. Инструкции по оценке кандидатов на должность при подборе извне);

  29. Паркинсон Марк. Использование психологии в бизнесе: Практическое руководство для менеджеров: Пер. с англ. – М.: Hippo, 2003;

  30. Практическое руководство по менеджменту: Международный опыт достижения успеха / Пер. с англ. О.А. Волмянская, Э.И. Волмянский. - Мн.: ООО "Новое знание", 1998 (Глава 3. Подбор кадров, с. 75-115);

  31. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Составитель сборника Н.А.Литвинцева. М.: 1997 (Библиотека журнала "Управление персоналом");

  32. Спенсер Лайл М., Спенсер Сайн М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. – М: HIPPO, 2004;

  33. Степанов Е. А. Управление персоналом: Персонал в системе защиты информации: Учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002;

  34. Стредвик Дж. Управление персоналом в малом бизнесе / Пер с англ. Под ред. В.А.Спивака. - СПб.: Издательский Дом "Нева", 2003 (Глава 2. Как сделать так, чтобы у нас работали лучшие люди, с. 35-80);

  35. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2002 (6.1. Наем, отбор и прием персонала, с. 313-332);

  36. Управление персоналом - дистанционный консалтинг (2. Как составить анкету для отбора ваших будущих сотрудников; 3. Заключение трудового договора; 4. Собеседование с кандидатами на должность);

  37. Хигир Б.Ю. Нетрадиционные методы подбора и оценки персонала. Издание 2-е доп. и перераб. М.: ООО "Журнал "Управление персоналом", 2003;

  38. Эллер О. Семь раз отмерь - затем принимай // Кадры предприятия, 2003, № 5.

Материалы из сети Интернет:
- Дополнительные источники информации о кандидате (Справочник по управлению персоналом) - http://www.t-t-2005.narod.ru/metod07.htm)
- Результаты исследования "Система найма и отбора на предприятиях города Иркутска" - http://www.hrm-texres.ru/result_iss1.html
- Техника собеседования при отборе и найме кандидатов (Справочник по управлению персоналом) - http://www.t-t-2005.narod.ru/metod06.htm)
- Технологии первичной диагностики и отбора кандидатов (Справочник по управлению персоналом) - http://www.t-t-2005.narod.ru/metod05.htm
- Технологии подбора персонала - http://www.emcon.ru/420-067.html
- Отбор и найм персонала - http://www.rayter.com/Ar010206.htm
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ТИПОВАЯ ФОРМА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики труда и управления персоналом

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Основы управления персоналом» на тему
___________________________________________

 

Выполнил(а) студент(ка) факультета ______________
специальности «Управление персоналом» ____ курса
_______________________ (фамилия, имя, отчество)
_________________ (подпись) (инициалы и фамилия)

Руководитель курсового проекта
_____________________ ________ ___________________
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)

 

Самара – 200__

Приложение 2

ТИПОВАЯ ФОРМА ЗАДАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики труда и управления персоналом

З А Д А Н И Е
на подготовку курсового проекта

студенту ___________________ (фамилия, имя, отчество)

по дисциплине «Основы управления персоналом»

1. Тема проекта
2. Цель
3. Задачи
4. Перечень подлежащих разработке вопросов:
а) по теоретической части
б) по аналитической части
в) по проектной части
5. Исходные данные к проекту:
а) по литературным источникам
б) по вариантам, разработанным преподавателем
6. Список рекомендуемой литературы
7. Контрольные сроки представления отдельных разделов курсового проекта:
25% - «_»____________200_г.
50% - «__»____________200_г.
75% - «__»____________200_г.
100% - «__»____________200_г.


Руководитель курсового проекта
_____________________ ________ ___________________ __________
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия) (дата)

Задание принял к исполнению –

Студент
________ ___________________ __________
(подпись) (инициалы и фамилия) (дата)